Храбрость, граничащая с безумством
f3.jpg

Цыплят считают по осени, а отчитываться о работе, проделанной за календарный год, выпадает ближе к  весне. Как и положено, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины (далее — Фонд) отчитался о выполнении «Мероприятий по профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2007–2008 годы» (утверждено постановлением правления Фонда от 27.04.2007 № 20 с изменениями, далее — Мероприятия по профилактике на 2007–2008 годы).
О подробностях создания благоприятной среды для нецелевой растраты финансов Фонда наше издание уже писало. В статье «Все о мыльных пузырях, или как потратить 100 миллионов» (№ 6 за 2007 год) был сделан неутешительный прогноз: многомиллионные ресурсы Фонда (а по законодательству — государственные средства) переведены в статус «плохо лежащих». Итак, «ноты» для нижеописанного «спектакля» были подготовлены в начале 2007 года. Оставалось узнать, кого пригласят в «ансамбль» и за какие «гонорары». И вот, после утверждения отчета о проделанных профилактических мероприятиях Фондом (в феврале 2009 года) можно говорить об общих впечатлениях от «сыгранной партии»…

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ, ИЛИ «ЗАМЕТАЯ СЛЕДЫ»

Как видно из самого названия документа, Мероприятия по профилактике на 2007–2008 годы выполнялись в течение 2-х лет. Отчета  за 2007 год не было (ведь программа еще выполнялась). Обнародовали же только результаты по 2008 году. Вот при помощи такого нехитрого приема получилось «позабыть» о деятельности за 2007 год, за который тоже по логике надлежит отчитаться. Это несколько «путает следы». Например, на создание «Единого межотраслевого банка данных безопасности и гигиены труда на рабочих местах травмоопасных предприятий с анализом состояния условий и безопасности труда в определенных отраслях промышленного производства» в официальном отчете за 2008 год вспоминается только о потраченных 43 млн 673 тыс. (хотя и эта цифра тоже значительно завышена, но об этом ниже), реально потрачено более 59 млн грн (по неофициальным данным). Вот так: вроде бы выглядит все честно, но о судьбе 16 млн грн удалось кокетливо промолчать.
Следующий прием, неоднократно применяемый Фондом в отчете о Мероприятиях по профилактике на 2007–2008 годы, можно назвать «мы потеряли калькулятор». Возьмем пп. 3.4 указанного документа.

Извлечение из отчета Фонда о выполнении
Мероприятий по профилактике на 2007–2008 годы (пп. 3.4)


Содержание мероприятий

Запланированные объемы финансирования
в 2008 году, тыс. грн

Фактически профинансировано на 01.01.2009, тыс. грн

Состояние выполнения

Создание компьютерной технологии обучения студентов учебных заведений, ВУЗов, ПТУ, курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов, рабочих и специалистов по вопросам охраны труда

1 984,5

1 984,5

Выполнено
Завершена работа
по договору
от 16.11.2007
№ 47Ф-07

Источник: официальный сайт Фонда http://www.social.org.ua.

Фонд уверяет, что и запланировано на 2008 год, и потрачено 1 984 500 грн. На самом деле на 2008 год по данной статье расходов было запланировано потратить не 1 984 500 грн, а почти в два раза меньше — 1 000 000 грн. Всего за 2007–2008 годы планировалось потратить 3 000 000 грн. По неофициальной информации, на данное мероприятие выделено 5 938 020 грн (дата проведения тендера 25.09.2007, заключение договора — 16.11.2007). Вот так — одно мероприятие «обросло» кучей цифр... И такого рода «ошибочки» проходят через весь документ, и дают основание сомневаться либо в честности, либо в профессионализме работников Фонда.

ЧАСТЬ 1. СДЕЛАННОЕ «НЕ ПО УМУ»

 

Значит, можно ж было по уму делать.
Нет, он делал так, что любой тупой ревизор липовые схемы просчитывал.
Тупой даже
«Пленки Н. Мельниченко».
Голос, похожий на голос Н. Я. Азарова

В первой части статьи мы остановимся на мероприятиях, выполнение которых явно выходит за рамки здравого смысла (если говорить словами из эпиграфа — схемы, просчитывающиеся даже самым тупым ревизором), а во второй, соответственно, — на «просто» странностях.

КТО ЗАКАЗЫВАЛ БАНК?

К примеру, человек пришел в кафе и заказал порцию пельменей, но ему принесли вареники с мясом. Посетитель имеет полное право отказаться от такого заказа, а может и принять его.
Когда речь заходит о государственных средствах, то такие «вольности» не проходят. Вместо самосвала нельзя поставить тысячу самокатов. Нельзя на госсредства вместо запланированного стадиона построить гостиницу и т. д.
«Изюминкой» Мероприятий по профилактике на 2007–2008 годы, несомненно, является создание «Единого межотраслевого банка данных безопасности и гигиены труда на рабочих местах травмоопасных предприятий с анализом состояния условий и безопасности труда в определенных отраслях промышленного производства» (далее — Банк).


п/п

Содержание мероприятий

Запланированные объемы финансирования в 2008 г., тыс. грн

Фактически профинанси-ровано на 01.01.2009, тыс. грн

Состояние выполнения

І

Анализ состояния условий и безопасности труда на рабочих местах в определенных отраслях промышленного производства Украины и обоснования организационных, технических, технологических и медико-профилактических решений относительно ограничения влияния вредных и опасных производственных факторов на работающих

43 724,7

43 673,0

Выполнено
согласно договорам
от 18.10.2007
№ 31Ф-07
и от 19.05.2008
№ 24Ф-08.
Создано Единый межотраслевой банк данных безопасности и гигиены труда на рабочих местах травмоопасных предприятий с анализом состояния условий и безопасности труда в определенных отраслях промышленного производства

1.1

Анализ состояния условий и безопасности труда на рабочих местах

1.2

Разработка предложений по мероприятиям относительно уменьшения влияния вредных и опасных факторов

1.3

Предложения по разработке и пересмотру существующих нормативно-правовых актов относительно внедрения вышеуказанных мероприятий

ІІ

Мероприятия по уменьшению заболеваемости, вызванной профессиональной деятельностью

2.1

Анализ профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости, вызванной профессиональной деятельностью, и разработка мер профилактики

Источник: официальный сайт Фонда http://www.social.org.ua.

Неизвестно, специально или случайно распространенная Фондом информация об исполнении работ значительным образом искажена и по форме, и по содержанию. В оригинале объем работ, которые необходимо было выполнить, а также их стоимость имеют другой вид:



п/п

Задача и мероприятия

Общая сумма, тыс. грн

Объем финансирования,
тыс. грн

Ожидаемый результат

2007 г.

2008 г.

1.1

Анализ состояния условий и безопасности труда на рабочих местах отдельно по отраслям: угольная, горнорудная, металлургическая, машиностроительная, химическая, легкая, строительных материалов, строительная, электроэнергетическая, сельского хозяйства, транспортная, а также медицинские учреждения

24 110

13 000

11 110

1.1.1

Анализ фактического состояния условий и безопасности труда на рабочих местах

9 180

4 870

4 310

Выявление рабочих мест с высоким уровнем вредных и опасных факторов условий труда

1.1.2

Определение рабочих мест, подпадающих под наиболее высокий уровень вредных и опасных производственных факторов, а также перечня профессий и совокупного количества работающих на этих рабочих местах

10 130

5 330

4 800

Определение количества и состава работников, которые при существующих условиях труда и невнедрении необходимых профилактических мер могут потерять здоровье или жизнь

1.1.3

Анализ совокупного влияния наиболее сложных профессиональных рисков на рабочих, работающих на определенных рабочих местах

4 800

2 800

2 000

Оценка совокупного влияния вредных и опасных факторов на работников предоставит возможность разработать предложения для их уменьшения

1.2

Разработка предложений относительно мероприятий по уменьшению влияния вредных и опасных факторов отдельно по отраслям: угольная, горнорудная, металлургическая, машиностроительная, химическая, легкая, строительных материалов, строительная, электроэнергетическая, сельского хозяйства, транспортная, а также медицинские учреждения

22 150

11 190

10 960

1.2.1

Разработка предложений относительно улучшения организационных мероприятий по охране труда на определенных рабочих местах

13 300

6 800

6 500

Распространение безопасных форм организации труда путем проведения семинаров, конференций, обучений, создание средств наглядной агитации и предупредительных устройств опасности и т. п.; разработка содержания первичного инструктажа, тематических пособий, методических брошюр и видеофильмов по безопасности труда на определенных рабочих местах

1.2.2

Разработка предложений относительно модернизации или замены оборудования и технологий на определенных рабочих местах

3 800

1 800

2 000

Будет сформирована база данных о потенциально травматическом оборудовании и технологиях, применяемых в Украине, их опасное влияние на здоровье, угрозу жизни работников

1.2.3

Разработка предложений относительно медико-профилактических мероприятий на определенных рабочих местах

2 950

1 490

1 460

Усовершенствование медико-профилактических мероприятий:
— порядка проведения медосмотров;
— психофизиологического профотбора;
— диспансеризации (определение групп риска, проведение до- и послесменной реабилитации в условиях здравпунктов, санаториев-профилакториев, медико-санитарных частей, санаториев и прочее);
— защиты временем (внутрисменные режимы труда и отдыха, управление профмаршрутами, рациональное трудоустройство и т. п.);
— других медико-профилактических мероприятий организации труда

1.2.4

Разработка предложений по применению средств коллективной и индивидуальной защиты работающих на определенных рабочих местах

2 100

1 100

1 000

Перечень средств коллективной и индивидуальной защиты работающих для определенных рабочих мест, технические требования к средствам защиты и пути их пополнения

1.3

Предложения по разработке и пересмотру существующих нормативно-правовых актов относительно внедрения вышеуказанных мероприятий отдельно по отраслям: угольная, горнорудная, металлургическая, машиностроительная, химическая, легкая, строительных материалов, строительная, электроэнергетическая, сельского хозяйства, транспортная, а также медицинские учреждения

6 940

3 440

3 500

Предложения дадут возможность разработать новые нормативно-правовые акты, которые обеспечат более безопасные и безвредные условия труда на производстве

2.1

Анализ профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости, вызванной профессиональной деятельностью, и разработка мероприятий профилактики

5 980

3 750

2 230

Даст возможность:
четко определить мероприятия снижения влияния или устранения причин технического, технологического, организационного характера возникновения заболевания для каждой отрасли (подотрасли);
разработать предложения относительно усовершенствования медико-профилактических мероприятий, первичного и периодического медицинского осмотра, а также применения существующих и внедрения новых средств индивидуальной и коллективной защиты;
усовершенствовать соответствующую нормативно-правовую документацию, которая позволит внедрить предложенные мероприятия

2.1.1

Усовершенствование методик контроля за вредными и опасными факторами, вызывающими заболевания

750

750

2.1.2

Сбор и анализ данных по заболеваниям

830

830

2.1.3

Корректирование законодательных актов относительно контроля за вредными и опасными факторами, вызывающими заболевания. Корректирование норм ГДК

880

880

2.1.4

Разработка требований к средствам контроля за вредными и опасными факторами, вызывающими заболевания

670

670

2.1.5

Разработка предложений относительно усовершенствования организационных мероприятий

670

670

2.1.6

Разработка предложений относительно применения существующих и разработка новых средств индивидуальной и коллективной защиты

1 090

415

675

2.1.7

Разработка предложений относительно усовершенствования медико-профилактических мероприятий, первичного и периодического медицинского осмотра

1 090

415

675

По болезням:
пневмокониоз, хронический пылевой бронхит, вибрационная болезнь, нейросенсорная тугоухость, болезни опорно-двигательного аппарата, заболевания химического генеза, заболевания, вызванные радиационными и другими видами излучений

Итак, Фонд отрапортовал, что на выполнение мероприятий по пп. 1.1–2.1 Мероприятий по профилактике на 2007–2008 годы (т. е. якобы на Банк) было запланировано (на 2008 год) и потрачено порядка 43 млн. Однако, взяв в руки калькулятор и просчитав стоимость работ по упомянутым пп. 1.1–2.1, мы получаем совсем другие цифры. Плановые расходы на 2008 год — 27,8 млн грн. Плановые расходы за 2007–2008 годы — 59,18 млн грн. Реальные расходы (по данным редакции)59 950 662 грн. Вот данные о проведении тендеров, заказчиком которых являлся Фонд (информация неофициальная):

Предмет закупки
(по всем позициям: заказчик — Фонд, победитель тендеров— ООО «Е.»)

Дата тендера

Дата подписания контракта

Сумма контракта,
грн

создание «Информационно-аналитической системы Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины І очереди»

21.03.2007

25.04.2007

10 248 812

услуги по созданию Единого межотраслевого банка данных безопасности и гигиены труда на рабочих местах травмоопасных предприятий и предприятий с вредными условиями труда с анализом состояния условий и безопасности труда на рабочих местах в определенных отраслях промышленного производства Украины и обоснованием организационных, технических, технологических и медико-профилактических решений относительно ограничения влияния вредных и опасных производственных факторов на работающих, анализом профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости, вызванной профессиональной деятельностью, разработкой мероприятий профилактики (второй этап)

31.03.2008

19.05.2008

27 748 000

услуги по созданию системы обобщения Реестров страхователей, потерпевших и аналитической системы Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины

29.05.2008

20.06.2008

21 953 850

Всего

59 950 662

Что это могло бы означать?
1. Несоответствия в декларированной отчетности, достигающие десятков миллионов гривен (запланировали — 59 млн грн, отчитались о 43 млн грн), перестают быть ошибками и автоматически становятся фальсификациями.
Если же еще задаться вопросом: может ли разработка банка данных (компьютерной программы) стоить 59 млн грн, то размер «несоответствий» и «странностей» многократно увеличится.
2. В номенклатуре работ и услуг, которые Фонд выставил на тендер по пп. 1.1–2.1 Мероприятий по профилактике на 2007–2008 годы должны были бы содержаться 15 задач/работ/услуг, которые необходимо выполнить. Вместо этого на тендер выставляются работы под другими названиями и с другими целями.
Итак, Фонд изначально заказал выполнение не тех работ, которые были предусмотрены пп. 1.1–2.1 Мероприятий по профилактике на 2007–2008 годы.
Как мы уже упоминали, строительство гостиницы можно «закрыть» постройкой именно гостиницы (а не стадиона). Соответственно в отчете Фонда о выполнении пп. 1.1–2.1 Мероприятий по профилактике на 2007–2008 годы должна была фигурировать информация как минимум о 15-ти выполненных мероприятиях, а отчитался об одном Банке.
Только из экономии места мы не «проходимся» по всем 15-ти упомянутым мероприятиям. Остановимся лишь на некоторых. Итак, судя по тому, что работы числятся как выполненные, возникают вопросы:
— Где «Усовершенствованная система медико-профилактических мероприятий» (п. 1.2.3 Мероприятий по профилактике на 2007–2008 годы, цена вопроса — 2 млн 950 тыс. грн)?
— Где «Предложения по разработке новых нормативно-правовых актов» (п. 1.3 Мероприятий по профилактике на 2007–2008 годы, цена вопроса — 6 млн 940 тыс. грн)?
— Где «База данных о потенциально травматическом оборудовании и технологиях, применяемых в Украине, их опасном влиянии на здоровье, угрозе жизни работников» (п. 1.2.2 Мероприятий по профилактике на 2007–2008 годы, цена вопроса — 3 млн 800 тыс. грн)?
Последнее мероприятие заслуживает на несколько отдельных слов, а также на приз за смекалку. База травмоопасного оборудования и технологий не должна существовать в принципе. Согласно требованиям ст. 21 Закона «Об охране труда», а также множества других нормативно-правовых актов (в т. ч. международных, ратифицированных Верховной Радой) травмоопасное оборудование и технологии не должны эксплуатироваться по определению. А если последние на предприятии таки функционируют, тогда почему не отвечают по всей строгости закона нерадивые работодатели за «преступления против безопасности производства» (ст. 271-272 Криминального кодекса), а инспекторы Госгорпромнадзора — за то, что не запрещают эксплуатацию опасного оборудования («преступная халатность» — ст. 367 Криминального кодекса)? И это лишь некоторые из примеров!
3. «Фонд может осуществлять предварительное финансирование в размерах, не превышающих 50 процентов стоимости выполнения работ текущего года согласно договору (контракту), заключенному между Заказчиком мероприятия Фонда и Исполнителем работ, но не более стоимости I-го этапа календарного плана работ. Финансирование этапов выполнения работ отчетного периода осуществляется Фондом по окончанию этих этапов» (п. 3.2 «Порядка планирования, финансирования и осуществления контроля Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины за выполнением профилактических мероприятий...», утверждено Постановлением правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины № 45 от 25.10.2005).
По состоянию на апрель т. г. Банк еще не был введен в эксплуатацию (и судя по всему, заработает еще очень не скоро). Почему тогда вопреки указанному постановлению работы оплачены задолго наперед? Кстати, это нарушение свойственно и многим другим работам (например, по разработке учебно-методической литературы).
4. Правлению Фонда хватило мужества «закрыть» созданием Банка такие вопросы, какими они принципиально не могут быть перекрыты. Например: «Разработка предложений относительно улучшения организационных мероприятий по охране труда на определенных рабочих местах» (п. 1.2.1 Мероприятий по профилактике на 2007–2008 годы, цена вопроса — 13 млн 300 тыс. грн). Ожидаемый результат: «Распространение безопасных форм организации труда путем проведения семинаров, конференций, обучений, создание средств наглядной агитации и предупредительных устройств опасности и т. п.; разработка содержания первичного инструктажа, тематических пособий, методических брошюр и видеофильмов по безопасности труда на определенных рабочих местах».
Ведь Банк (упрощенно) — это, по сути, некая компьютерная программа. Как компьютерной программой умудрились «перекрыть» проведение семинаров, инструктажей, разработку литературы и т. д.?
Важно! КТО ЗАКАЗЫВАЛ БАНК? Ни в «техзадании», ни в «ожидаемых результатах» Банк не фигурирует. И наоборот: те задачи, которые были четко сформулированы в пп. 1.1–2.1 Мероприятий по профилактике на 2007–2008 годы (скажем так), засекречены. По крайней мере, соответствующие документы (даже их проекты) не опубликованы, хотя за такие средства надлежало бы требовать с исполнителей чего-то более реального и ощутимого, чем просто «пустая» констатация — «работа выполнена».
Данные банка — как спелая клубника в жару. В смысле хороши, пока свежие. Они актуальны какой-то промежуток времени. Не исключено, что к моменту ввода в эксплуатацию многомиллионный проект будет представлять из себя груду металлолома. Месяц, квартал, полгода... А потом? Потом снова понадобятся десятки миллионов на обновление базы данных. Фонд, как «наркоман», подсажен на иглу. Миллионы будут постоянно уходить на покупку новой «дозы», или Банк вообще не было смысла разрабатывать.
Напрашивающиеся выводы:
1. Примерно половина всех потраченных средств на профилактику травматизма и профзаболеваемости на 2007–2008 годы (официально — более 43 млн грн) списано на услуги, которые не заказывались. Не исключено, что структурой и размерами трат заинтересуются компетентные органы.
2. Результаты работ/услуг (якобы выполненных) глубоко законспирированы (может они где-то и есть, но ведь не для книжных полок они разрабатывались!).
3. Мероприятия по профилактике на 2007–2008 годы построены по принципу: 1) анализ проблем; 2) их решение. Т. е. «техзадание» на большинство работ должно было быть сформировано на основе анализа, проведенного в рамках раздела 1 Мероприятий по профилактике на 2007–2008 годы. Но получилось наоборот. «Чердак» и надстройки (работы по созданию книг, видеофильмов и т. д.) уже приняты и оплачены, а «фундамент» (анализ существующих проблем) продолжают заливать. Ведь, как уже упоминалось, Банк еще не введен в эксплуатацию.

О ШИРОКОМАСШТАБНОСТИ

1 августа 2007 года был проведен тендер, и 13 октября 2007 года Фондом был подписан контракт с ООО «Свои...» на сумму 3 590 400 грн (данные неофициальные, но работники Фонда их опровергать не стали). За эти средства должна была быть разработана «широкомасштабная многоуровневая информационно-разъяснительная программа Фонда».
Возможно, госсредства были потрачены и надлежащим образом, однако, например, в опубликованном отчете Фонда о выполнении Мероприятий по профилактике на 2007–2008 годы нет ни налета широкомасштабности, ни даже отдаленных признаков многоуровневости. Итог: по состоянию на начало апреля Фонд не утверждал документов с таким названием.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
АКТЫ

Тема разработки нормативно-правовых актов (НПА) по охране труда неоднократно освещалась на страницах нашего издания.
Поэтому не будем вникать в правовую сторону вопроса, а лишь констатируем: все расходы в области финансирования разработки НПА коммерческими фирмами — априори нецелевые (в уголовном праве понятия «нецелевое расходование», «растрата», «расхищение» иногда могут выступать как синонимы). 
Итого, только по некоторым из позиций, которые приводятся ниже, сумма нецелевой растраты госсредств составляет более 2-х млн грн.

Извлечение из отчета Фонда о выполнении
Мероприятий по профилактике на 2007–2008 годы (пп. 4.8–4.13)

Содержание мероприятий

Запланированные объемы финан-сирования в 2008 году, тыс. грн

Фактически профинансиро-вано на 01.01.2009, тыс. грн

Состояние выполнения

Разработка проектов концепции, технического задания и Закона «О создании системы беспрерывного обучения, подготовки специалистов по охране труда». Разработка и издание учебных программ, методических материалов, пособий, и т. д. с учетом специфики работы по видам экономической деятельности

149,0

50,0

Договор № 43Ф-07 от 05.11.2007

Разработка проекта концепции, технического задания и Закона «Об аттестации рабочих мест согласно нормативно-правовым актам по охране труда», а также подготовка ведомственных нормативных актов относительно их реализации

247,5

150,0

Договор № 44Ф-07 от 05.11.2007

Разработка Положения об обучении и повышении квалификации страховых экспертов по охране труда

79,0

79,0

Выполнено
Закончено выполнение договора № 45Ф-07 от 05.11.2007

Внесение изменений в положение о службе страховых экспертов по охране труда, профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

78,5

78,5

Выполнено
Закончено выполнение договора № 46Ф-07 от 05.11.2007

Окончание начатых работ по пересмотру существующих нормативно-правовых актов по охране труда согласно Сводному плану на 2007 год, утвержденному специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда

1 360,0

633,08

Выполнение продлевается. Заключено 13 договоров на общую сумму 796,2 тыс. грн.
Закончено 2 договоры

Разработка и пересмотр существующих нормативно-правовых актов по охране труда

2 000,0

1 290,5

Выполнения продлевается. Заключено 23 договоры на общую сумму 1 735,0 тыс. грн. Закончено 12 работ

Источник: официальный сайт Фонда http://www.social.org.ua.

Что это за «столпы научной мысли», сумевшие выиграть тендеры на разработку НПА, — чуть ниже.

ЧАСТЬ 2. ОТНОСИТЕЛЬНО ЧЕСТНЫЕ СПОСОБЫ…

Остап Бендер знал 400 способов относительно честного отъема денег у населения
«Золотой теленок», И. Ильф и Е. Петров

Когда в подземном переходе пытаются продать золотые часы «Роликс» за 100 грн — это еще не преступление. Возможно, действительно добросовестному хозяину потребовались срочно деньги... Но умудренный опытом человек засомневается в искренности и честности продавца.
На этом принципе сформирована вторая часть статьи. Обилие «странностей», «случайностей» и «совпадений» в Мероприятиях по профилактике на 2007–2008 годы — еще не нарушение закона. Однако...

КРЕСТНЫЕ ОТЦЫ

Фирма, имеющая в своем распоряжении несколько столов и компьютеров, не должна зарабатывать миллионы «из воздуха» (есть, конечно же, исключения вроде «Росукр-энерго»). А если такое происходит, значит, это верный признак того, что работают теневые коррупционные схемы.
Одним из предохранителей Фонда от таких «грязных схем» служил пп. 3 п. 2.3 «Порядка планирования, финансирования и осуществления контроля Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины за выполнением профилактических мероприятий...», утвержденного постановлением правления Фонда № 45 от 25.10.2005. Он гласил, что в сметной стоимости расходы на услуги сторонних организаций должны составлять не более 30 % общей стоимости работ (без учета налогов).
Этот механизм устанавливал правовой заслон тому, чтобы, например, тендер на возведение океанского круизного лайнера не смогло выиграть придорожное кафе (другими словами: нет верфей, нет соответствующих ресурсов — значит, и нет договора на постройку теплохода).
Естественно, проворачивать многомиллионные операции с такой нормативной базой было бы не так прибыльно и более опасно. Поэтому правление Фонда своим постановлением № 40 от 12.07.2007 упомянутую норму ликвидировало. Это произошло как раз перед началом выполнения Мероприятий по профилактике на 2007–2008 годы. Совпадение?
На этом сделаем ударение. Именно правление Фонда стало «крестным отцом» и вдохновителем «странностей» и «случайностей» (стоимостью в десятки миллионов гривен), в результате которых видеофильмы, видеоролики, телепередачи и т. д. изготавливали предприятия с названием «промдетали» (тут и далее название фирм несколько изменено); разработка всевозможных документов досталась «союзторгам», «центрам маркетинга», а создание и изготовление учебно-методической литературы перепало малоизвестным рекламным агентствам...

ЕСТЬ ТАКОЕ «СЧАСТЬЕ»: РОДИТЬСЯ В ЧЕРНОВИЦКОЙ ОБЛАСТИ

Попытаемся ответить на вопрос: что такое медико-профилактическая база Фонда и для чего она вообще нужна?
Извлечение из отчета Фонда о выполнении
Мероприятий по профилактике на 2007–2008 годы (пп. 2.3)


Содержание мероприятий

Запланированные объемы финансирования в 2008 году, тыс. грн

Фактически профинансировано на 01.01.2009,
тыс. грн

Состояние выполнения

Разработка концепции и программы проведения работы по формированию медико-профилактической базы Фонда

3 780,0

3 780,0

Выполнено
согласно договору от 21.08.2008 № 78Ф-08

 

Источник: официальный сайт Фонда http://www.social.org.ua.

В Мероприятиях по профилактике на 2007–2008 годы отдельной сноской указывается, что инициатором принятия пп. 2.3 выступил член правления Фонда Украинец С. Я. (такая же фамилия и инициалы у заместителя Председателя Федерации профсоюзов. — Прим. ред.).
Мероприятия по профилактике на 2007–2008 годы предусматривали, что результатом «Разработки концепции и программы проведения работы по формированию медико-профилактической базы Фонда» станет «Усовершенствование концепции программы, медико-профилактических мероприятий по профилактике профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости в санаториях-профилакториях».
Если заходить «издалека», то такого термина как «медико-профилактическая база Фонда» не существует. В официальных документах он не встречается, да и сама мотивация создания такой базы в постановлениях правления Фонда отсутствует (как мы уже упоминали, решение внести указанную идею в Мероприятия по профилактике на 2007–2008 годы возникло спонтанно у одного из членов правления Фонда). Но предположим, что это какое-то ноу-хау, и что эти научные изыскания по созданию базы действительно когда-нибудь и кому-нибудь пригодятся... Тогда напрашивается вопрос. Израсходованы огромные финансовые ресурсы, работы числятся как выполненные... Почему же тогда указанные «медико-профилактические» документы до сих пор не утверждены, не опубликованы и не запущены в работу?
Разгадка всех этих «странностей» таится в исполнителе «жизненно важных научных изысканий». Им стало общество с ограниченной ответственностью «У.» (пгт Глыбокая). Судя по объявлениям, размещенным в открытых источниках, эта фирма занимается оптовой торговлей топливом, а также торговлей запасными частями к буровым установкам. Вроде бы, на первый взгляд, взаимосвязи между деятельностью общества с наукой и медициной не просматривается.
Глыбокая — поселок-райцентр (Черновицкая область). Население — чуть более 9 тыс. человек. Территория района граничит с Румынией. По данным официального сайта Черновицкой обладминистрации, из заведений образования в райцентре высших учебных заведений не числится. В сфере профтехобразования действуют 22 ПТУ. Есть учреждения системы здравоохранения: две участковые и одна центральная больница, но заведений санаторного-профилактического типа в районе нет. Поэтому и на второй взгляд, наличия кадрового потенциала, научной и/или экспериментальной базы для проведения исследований в медико-профилактической сфере тоже не просматривается…
Подытожим. «Непрофильная» фирма из небольшого райцентра, занимающейся оптовой продажей топлива и торговлей запчастями к буровым установкам , получает многомиллионный специфический узкоспециальный заказ медико-профилактического профиля. Как такое могло произойти?
Так произошло, что председатель правления Фонда (в то время) тоже родом из Глыбоцкого района Черновицкой области. Вот и не верь после этого в «случайности» и «совпадения».

ЕСЛИ КУХАРКА МОЖЕТ РУКОВОДИТЬ ГОСУДАРСТВОМ, ТО…

В конце ноябре-декабре 2008 года одной из киевских рекламных компаний «В.» поступает заказ на без малого 15 млн грн (ниже для примера приводится только одна работа на 12 909 900 грн).

Извлечение из отчета Фонда о выполнении
«Мероприятий по профилактике на 2007–2008 годы» (пп. 8.9)


Работы и услуги, заказанные Фондом

Сумма и реквизиты договора

Создание методических, практических пособий и рекомендаций для наиболее травмоопасных предприятий отдельно по отраслям: угольная, горнорудная, металлургическая, машиностроительная, химическая, легкая, строительных материалов, строительная, электроэнергетическая, сельского хозяйства, транспортная, а также медицинские учреждения:
— Участие профсоюзов в управлении охраной труда на уровне предприятия;
— Рекомендации по организации системы охраны труда на предприятии;
— Перечень опасных и вредных факторов на производстве, которые приводят к травматизму (смертельному) и профессиональным заболеваниям;
— Первая неотложная помощь при наиболее типичных травмах

12 909 900 грн.
договор № 131Ф-08
от 18.11.2008

А уже 26 февраля 2009 года постановлением правления Фонда № 11 исполнительной дирекции Фонда поручается бесплатно распространить вышеуказанные работы.
Заказ состоит как минимум из 12 учебников: по учебнику на каждую из двенадцати травмоопасных отраслей. А если считать именно так, как написано в Мероприятиях по профилактике на 2007–2008 годы, то получается 48 учебников (по 4 учебника на каждую из двенадцати травмоопасных отраслей). К слову, на самом деле (со слов работников Фонда) выпущено 34 вида пособий.
От момента заключения договора (18.11.2008) до соответствующего постановления Фонда (26.02.2009) мы насчитали 71 рабочий день. 
Путем несложных математических расчетов (34 книжки за 71 день) получается, что рекламная фирма в среднем потратила на выпуск каждой книжки менее двух дней.
Можно ли за 2 дня написать хорошую книжку? Более чем очевидно, что рекламные компании не содержат в своем штате высококлассных специалистов, способных написать разнообразные учебники, пособия и рекомендации на узкоспециальные темы. Поэтому «технология» написания учебно-методической литературы скорее всего должна была иметь следующий вид: 1) поиск автора-профессионала, а также рецензентов; 2) написание книги; 3) получение на нее рецензий; 4) внесение правок; 5) создание макета/верстка; 6) научная и художественная корректура книги; 7) типографские работы.
Стоит ли говорить, что на создание одной действительно хорошей книги могут уйти месяцы, а то и годы напряженной работы. Для 12 (34, 48) книжек соответственно надо в 12 (34, 48) раз больше времени...
Когда номер сдавался в печать. Со слов работников Фонда, когда правление выносило решение распространить то ли 12, то ли 48 видов пособий, то этих пособий еще не было на белом свете. Интересно, знало ли правление Фонда, что их будет 34 вида? Догадывались ли члены правления, какое содержание учебных пособий, качество, тираж? И на сколько законно правлению Фонда распоряжаться имуществом, не имеющим ни количественного ни качественного выражения? Возвращаясь к срокам. Пускай, даже если у рекламной компании было в два раза больше времени на работу, суть вопроса от этого коренным образом не меняется.
Теперь о сумме договора в 12 909 900 грн. Разработка каждой книжки оценена в среднем в 379 тыс. грн (из расчета 12 909 900 грн/34 пособия).
Конечно же, есть и свои нюансы. Например, книгу «Первая неотложная помощь при наиболее типичных травмах» при «мудром» подходе к делу долго писать не надо. На эту тему уже написаны тысячи книг. Умеющий переписывать, да перепишет... Возможно даже уложится за 1 день (не надо ничего заново «выдумывать», рецензировать, править). Но тогда и размер гонорара не должен измеряться в в сотнях тысяч!
Справка. За выдающийся труд «Толкование сновидений» З. Фрейд получил гонорар в размере 209 долларов.
Гонорар Д. Донцовой за первую книгу (детектив «Крутые наследнички») составил 1 тыс. долларов в рублевом эквиваленте.
В январе 1997 года по факту получения гонорара главой Госкомимущества России прокуратурой Москвы было возбуждено уголовное дело. Размер вознаграждения в 100 тыс. долларов было приравнено к злоупотреблению служебным положением.
Что же, те люди, которые смогли «осметить» создание вышеназванных книг, и те должностные лица, которые решились оплатить такие работы, далеко пойдут. Пожелаем же им всяческих успехов.
Что профинансировал Фонд: тонны «макулатуры» или «шедевры» в конечном итоге решать людям.

НЕУЧЕНЬЕ — ТЬМА, УЧЕНЬЕ — СВЕТ,
А ЗА СВЕТ НАДО ПЛАТИТЬ

В рамках Мероприятий по профилактике на 2007–2008 годы было создано три обучающие системы по вопросам охраны труда.

 

Извлечение из отчета Фонда о выполнении «Мероприятий по профилактике на 2007–2008 годы» (пп. 3.2, 3.4, 8.5)


п/п

Содержание мероприятий

Запланированные объемы финансирования в 2008 году, тыс. грн

Фактически профинансировано на 01.01.2009,
тыс. грн

Состояние выполнения

3.2

Создание учебных систем и электронной системы самотестирования (проверки знаний) для учебных заведений, осуществляющих обучение работников по вопросам охраны труда, общественных инспекторов профсоюзов

В отчете Фонда точная цифра не названа
(в оригинале документа —
340 тыс. грн.
Прим. ред.)

В отчете Фонда точная цифра не названа

Выполнено
Завершена работа по договору от 19.10.2007 № 29Ф

3.4

Создание компьютерной технологии обучения студентов учебных заведений, ВУЗов, ПТУ, курсов переподготовки и повышение квалификации специалистов, рабочих и специалистов по вопросам охраны труда

1 984,5
(в оригинале документа —
1 млн грн.  — Прим. ред.)

1 984,5

Выполнено
Завершена работа по договору
от 16.11.2007
№ 47Ф-07

8.5

Создание и распространение электронных учебно-методических и нормативно-справочных материалов по охране труда для предприятий малого и среднего бизнеса

3 600,0

3 588,0

В состоянии выполнения по договору № 130Ф-08 от 18.11.2008

Источник: официальный сайт Фонда http://www.social.org.ua.

Риторический вопрос: чем принципиально могут отличаться три вышеприведенные системы обучения, например, в разрезе обучения работников?
Возьмем, к примеру, электрика. Неужели, работая на малом или среднем предприятии, он должен обладать какими-то особыми знаниями, отличными от тех, которыми обладает электрик «обычного» предприятия?
Но и это еще не все. После того как созданы  учебные системы, можно еще потратить средства на их внедрение.

Извлечение из отчета Фонда о выполнении
Мероприятий по профилактике на 2007–2008 годы (пп. 8.1–8.2)


Содержание мероприятий

Запланированные объемы финансирования в 2008 году, тыс. грн

Фактически профинансиро-вано на 01.01.2009, тыс. грн

Состояние выполнения

Внедрение компьютерной технологии обучения и обеспечения слушателей поисковой системой для работы с базой данных нормативно-справочных материалов в 100 учебных заведениях, которые готовят работников для разных отраслей промышленности по вопросам охраны труда

1 900,0

1 900,0

В состоянии выполнения по  договору № 126Ф-08 от 14.11.2008

Внедрение компьютерной технологии обучения, адаптированной к нуждам агропромышленного комплекса, в 100 учебных заведениях, которые готовят работников по вопросам охраны труда для сельского хозяйства

1 800,0

1 800,0

В состоянии выполнения по договору № 27Ф-08 от 14.11.2008

Источник: официальный сайт Фонда http://www.social.org.ua.

Стоимость внедрения компьютерной технологии в одном учебном заведении составляет: промышленного профиля — в среднем 19 тыс. грн.  (из расчета 1 900 000 грн/100 заведений), а сельскохозяйственного — в среднем 18 тыс. грн (из расчета 1 800 000 грн/100 заведений). 
Сколько на самом деле может стоить эта услуга? 
Изучение предложений в данном сегменте рынка показывает, что установка программы на один компьютер колеблется от 15 грн (простейшие программы-мультимедия) до 300 грн (установка и настройка операционной системы с множеством приложений).
Итого, самая дорогая установка компьютерной системы обучения на один класс (допустим он состоит из 20 ПЭВМ)  «на вскидку» может стоить максимум 6 тыс. грн. Для программ «попроще» эта цена будет гораздо меньше.
Итак, все признаки многократного завышения сметной стоимости работ на лицо.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

Не все фирмы и компании, описанные выше, попадают под определение «случайных». Одна из компаний-фигурантов Мероприятий по профилактике на 2007–2008 годы — многолетний лидер рынка компьютерных программ в области охраны труда (назовем эту фирму — «П»). Но вопросы в основном не к «П», а к перечню заказанных работ. Например, согласно п. 8.7 Мероприятий по профилактике на 2007–2008 годы должна быть создана «справочная интегрированная система страховщиков Фонда и объектов повышенной опасности» (потрачено 3 690 000 грн, договор № 128Ф-08 от 18.11.2008). Как известно, реестр объектов повышенной опасности уже создан и давно функционирует. И вообще это законодательно прописанная парафия Госгорпромнадзора, а не Фонда. Зачем создавать параллельную базу?
Если говорить об электронной базе страховщиков, она тоже давным-давно существует...
Неужели у Фонда были лишних три с половиной миллиона гривен?
К сожалению, необходимо отметить особый «загадочный», даже, можно сказать, нездоровый интерес Фонда к компьютерным излишествам.
Так, Фондом было профинансировано создание трех нормативно-справочных систем по охране труда:



п/п

Содержание мероприятий

Запланированные объемы финансирования в 2008 году,
тыс. грн

Фактически профинансиро-вано на 01.01.2009,
тыс. грн

Состояние выполнения

3.3

Создание нормативно-справочных материалов в электронном виде для обеспечения слушателей учебных заведений по охране труда

В отчете Фонда точная цифра не названа
(в оригинале документа — 400 тыс. грн. —
Прим. ред.)

В отчете Фонда точная цифра не названа

Выполнено
Завершена работа по договору от 19.10.2007 № 29Ф

8.4

Создание баз данных нормативно-справочных материалов по охране труда отдельно по отраслям: угольная, горнорудная, металлургическая, машиностроительная, химическая, легкая, строительных материалов, строительная, электроэнергетическая, сельского хозяйства, транспортная, а также медицинские учреждения

1 600,0

1 600,0

В состоянии выполнения по договору № 125Ф-08
от 14.11.2008

8.5

Создание и распространение электронных учебно-методических и нормативно-справочных материалов по охране труда для предприятий малого и среднего бизнеса

3 600,0

3 588,0

В состоянии выполнения по договору № 130Ф-08
от 18.11.2008

Источник: официальный сайт Фонда http://www.social.org.ua.

Как известно, Закон Украины «Об охране труда» и подавляющее количество НПА по охране труда распространяются на все предприятия независимо от размеров и формы собственности. В Украине существует и будет существовать только одна база НПА по охране труда (в определенной мере ею может считаться реестр НПАОП).
Поэтому логика Фонда, согласно которой необходимо создать и профинансировать три нормативно-справочных базы, малопонятна и неубедительна. И для больших, и для средних, и для малых предприятий (и даже для учебных заведений) нормативная база будет совпадать на 100 % (в одном же государстве живем), а материалы справочного характера будут идентичны процентов на 90 %, а то и полностью.
Прим. Когда в НТУУ «КПИ» презентовался проект Банка, фирма-создатель обещала сделать нормативно-поисковую базу одной из составных частей Банка. Выходит, что Фонд профинансировал создание четырех параллельных нормативно-справочных баз.

ЧАСТЬ 3. ИГРА В СТАРЫЙ ПОЛЬСКИЙ ПРЕФЕРАНС

Пастор: А что Вы называете предательством?
Штирлиц: Предательство — это пассивность.
Пастор: Нет, пассивность — это еще не предательство.
Штирлиц: Это страшнее предательства…
Из кинофильма «Семнадцать мгновений весны»

Обратимся к юридической стороне вопроса. При определенных обстоятельствах и при наличии политической воли описанные в статье деяния могут «потянуть» на п. 5 ст. 191 Уголовного кодекса (УК): присвоение или растрата чужого имущества, которое было вверено лицу или находилось в его ведении, если они содеяны в особо круп ных размерах или организованной группой (карается лишением свободы на срок от семы до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества).
Для справки.
Преступление признается содеянным организованной группой, если в его приготовлении или совершении принимали участие несколько человек (три и более), которые предварительно сорганизовались в устойчивое объединение для совершения этого и другого (других) преступлений, объединенных единым планом с распределением функций участников группы, направленных на достижение этого плана, известного всем участникам группы (п. 3 ст. 28 УК).
В особо крупных размерах (для ст. 191 УК) признается ущерб от преступления на сумму, которая в шестьсот и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан на момент совершения преступления (т. е. 10 200 грн).
Итак. Кто утверждал заведомо «загадочные» документы? Кто принял отчеты, т. е. «легализировал» результаты выполнения «заведомо загадочных» работ? Кто организовывал проведение тендеров?
Однако не будем торопиться и вешать ярлыки. Обвинять — это прерогатива судов и прокуратуры.
Любые обвинения в сторону членов правления Фонда или руководства исполнительной дирекции Фонда могут отразиться о «железный» довод: среди них нет ни одного человека, который бы профессионально разбирался в вопросах охраны труда и профилактики профтравматизма и профзаболеваемости. Члены правления Фонда выполняют свои обязанности на общественных началах. Не лучше дела и в руководстве исполнительной дирекции Фонда. Директор исполнительной дирекции (на должности с марта 2008), первый заместитель (с октября 2008) и заместитель (с декабря 2006) мало того, что непродолжительное время исполняют свои обязанности, так они еще и в системе соцстрахования люди совершенно новые (был еще один замдиректора, курирующий вопросы профилактики, но он успел уволиться в марте т. г.). 
Выходит, что умысла нет. Значит, и состава преступления тоже нет…
И вообще, в правлении Фонда 45 членов. Ни подкупить их, ни повлиять, каким-либо образом на них невозможно. Также невозможно представить, что в правлении собрались недалекие люди. Это будет неправдой…
Остается одна версия — в правлении Фонда царят махровые пассивность и апатия. И члены этого органа с удовольствием и без лишних вопросов готовы проголосовать за любое постановление, не вникая в его суть.
Кто уж точно не сможет прикрыться доводами: «не знали», «не понимали», «не компетентны» — Национальный научно-исследовательский институт промышленной безопасности и охраны труда (ННИИПБОТ). Он то уж точно должен был знать, какие работы нужны, а какие «высосаны из пальца»... За свою работу по «Координации и экспертизе научно-технических работ профилактической направленности и обобщение ее результатов» ННИИПБОТ получил по данным Фонда 1 375 100 грн (пп. 7.7 Мероприятий по профилактике на 2007–2008 годы, договор № 14Ф-07 от 10.08.2007).
Поэтому резкие высказывания Госгорпромнадзора в адрес Фонда: не то делаете, не так развиваетесь и т. д. не более чем имитации бурной деятельности. Или может голова не знает, что руки «координируют и экспертируют»?

ЧАСТЬ 4. БЕЗ СРОКОВ ДАВНОСТИ

Белые пришли — грабят, красные пришли — грабят
Из кинофильма «Чапаев»

По негласной традиции стандартный размер «отката» для украинских реалий составляет в среднем 10% от стоимости заказанных услуг/работ. При общем объеме профинансированных программ по Мероприятиям по профилактике на 2007–2008 годы, который составил 118 млн 424 тыс. 750 грн (по состоянию на 01.01.2009 года), в карманах должностных лиц различных уровней должно было «осесть» не более 12 млн грн. Однако есть все основания предположить, что размеры финансовых злоупотреблений на самом деле как минимум в 3–4 раза выше. Поэтому можно сказать, что та негласная граница, где заканчиваются разумные «откаты» и начинается открытое «расхищение» госсредств, переступлена…
Почему же не сработала государственная машина? Один из самых страшных грехов в чиновничьей среде — брать не по чину. Карается он бесщадно. В нашем случае никто не грешил. Работал слаженный коллектив. Если ты «крышуешься», например, спецслужбами — получи солидный заказ на десятки миллионов (разработать Банк и т. д.). Если статус пониже, то придется удовлетвориться работой всего на пару миллиончиков: вроде «что-то там усовершенствовать» или «разработать какие-нибудь предложения». В Мероприятиях по профилактике на 2007–2008 годы такие работы — сплошь и рядом. Можно еще придумать работы по разработке какого-то пособия или компьютерной программы с соответствующими сметами... Была бы фантазия.
Фонд находится не на необитаемом острове. И с ним сталкиваются множество людей и организаций: вышестоящих и надзорных, «обыкновенных» и «секретных» и т. д. Всем им что-то заслепило глаза, заставило утратить профессиональное чутье. Фонд в этой цепочке далеко не единственное, и уж точно не самое главное, звено... Но мы умышленно обходим стороной вопрос о всех причастных. Ведь после этой статьи зиждется малюсенький огонек надежды, что спросят хотя бы с тех, кто ставил подписи. Если писать обо всех, то не ответит никто. Сработают принципы корпоративности, чести мундира и многие другие. Только лишь на Фонде сконцентрировано внимание по одной причине — он засветился больше всех. Но он далеко не самый виноватый, не самый прогнивший, не самый коррумпированный.
И еще несколько слов о системности. Может появиться впечатление, что беспредел начался с приходом к власти какой-то определенной команды. Это неправда. Вышеописанные «схемы» придумали и начали воплощать в 2007 году представители «старой» власти. А «новая» их не прекратила, а продолжила ими пользоваться. У людей, ставивших подписи под документами, надежная поддержка у представителей крупнейших парламентских партий и блоков, как во властном лагере, так и в оппозиционном.
Для чего написана эта статья? В первую очередь, чтобы чиновники всех уровней всегда помнили: все тайное становится явным. Самое грустное — в этом уверенности нет. Скорее, наоборот. Анализ ситуации показывает, что все повторится. Только уже с большей силой, в более крупных масштабах. Дорожка уже протоптана. Факты? Вот они.
На 2009 год Фондом выделено на профилактику травматизма и профзаболеваемости 195 млн грн. Нет «затратных смет», нет поставленных задач, нет анализа прошлым мероприятиям, а новая рекордная сумма уже есть. Как мы неустанно повторяли в статье, это еще не преступление... Но фундамент предпосылок для нецелевой растраты госсредств уже залит. И почему-то есть такая уверенность, что если проблемы связаны с тем, как потратить госсредства, то как бы ни были непосильны задачи, с ними обязательно справятся. Уже сейчас, почуяв запах легких денег, отдельные народные депутаты (и прочие очень уважаемые люди, которым никак отказать нельзя) завалили Фонд своими предложениями. Например: «Настоятельно рекомендуем снять серию передач по профилактике травматизма». И сразу же к письму прилагается смета на ...дцать миллионов, а также заверение: «С этим заказом лучше всего справится такая-то фирма. Мы это  уж точно знаем». А кто осмелится отказать, например,  нардепу, который еще к тому же по совместительству представляет одну из крупнейших всеукраинских организаций работодателей?
Коррупция? Нет! Это просто такая разновидность человеческого альтруизма и государственного мышления.
Итак, Государственная машина еще не готова распознавать «странности», происходящие у нее под носом. Поэтому нет ничего удивительного, что новую программу профилактики травматизма и профзаболеваемости на 2009 год будут разрабатывать, утверждать и принимать те же люди, с той же логикой, и с той же моралью. Их будут контролировать и проверять те же организации «с холодным разумом», «горячим сердцем» и «руками, що не крали».
В общем, выходит замкнутый круг. А круг не имеет ни концов, ни сроков давности.

Редакция обращалась к руководству исполнительной дирекции Фонда с просьбой высказать свою точку зрения на изложенные проблемы. К сожалению, в ответ был получен немотивированный, на наш взгляд, отказ.

 

А. Дердин

 
« Промышленная безопасность или техногенная?   Тайна за семью печатями: нормативно-правовые акты об охране труда »