ВПЕРЕД — В ПРОШЛОЕ, или новые чудеса в Реестре НПАОП

Украина в 2012 году несколько месяцев жила без двух важнейших в сфере охраны труда документов — правил безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, и правил безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов. При этом стоит отметить, что правила устройства для вышеуказанного оборудования в Украине есть и они имеют статус техрегламентов.
К сожалению, ожидания того, что будут быстро приняты новые нормативы, испарились. Госгорпромнадзор внес в Реестр НПАОП несколько любопытных союзных документов 1966 и 1987 года соответственно.
Как ему это удалось? Соответствуют ли требования технических документов, которым свыше четверть века, действующему законодательству? К чему это все приведет?

ЗАЧЕМ СОЗДАН РЕЕСТР НПАОП?

Государство — машина принуждения. В первую очередь принуждения к обязательному исполнению нормативных актов.
Однако (в данном смысле) Реестр НПАОП не злой «гражданин начальник», требующий беспрекословно выполнить его приказ. А скорее, «добрый консультант», подсказывающий, где можно получить полную, точную и важную информацию.
Это следует из самого определения. Реестр НПАОП — банк данных, который составляется и ведется с целью обеспечения единого учета и формирования соответствующего информационного фонда этих актов (п. 2 Положения о Государственном реестре нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда, утвержденного приказом Госнадзорохрантруда № 151 от 08.06.2004 и зарегистрированного в Минюсте под № 778/9377 от 23.06.2004, далее — Положение № 151).
Всем известна мудрость — кто владеет информацией, тот владеет миром. Если в информационный банк внести искаженную, выдуманную или неправдивую информацию, то из помощника-консультанта Реестр НПАОП превращается в гранатомет в руках слепого безумца.
Есть ли вообще какая-то разница, включен нормативный документ в Реестр? Дает ли что-то присвоение ему статуса НПАОП? На самом деле, порядок вступления в силу (и действия) нормативных документов установлен Конституцией и законами Украины. По большому счету, наличие или отсутствие документа в Реестре НПАОП еще не должно означать — обязателен он для выполнения или нет.
Ибо, как уже говорилось выше, главная задача и предназначение Реестра НПАОП — информировать и вести учет. Само по себе включение/выключение из реестра не приводит к автоматическому введению в действия или автоматической отмене нормативного акта. Так должно быть. Но…

МОЖНО ЛИ ВЕРИТЬ РЕЕСТРУ НПАОП?

Представим, что громаднейший массив нормативных документов по охране труда — системный блок компьютера. Он «думает», анализирует, запоминает. А Реестр НПАОП тогда — монитор, на который выдается результат.
Если программное обеспечение засорено вирусами или изначально создавалось некачественно, бессистемно и с браком, то стоит ли удивляться, что на мониторе (то есть в Реестре НПАОП) время от времени выскакивает абракадабра? Мы уже делали тщательный анализ Реестра НПАОП (см. № 12 за 2009 год). Несколько примеров для наглядности.
В Реестр занесено постановление Кабмина № 409 от 05.05.97 «Об обеспечении надежности и безопасной эксплуатации зданий, сооружений и инженерных сетей» (НПАОП 45.2-7.01-97). И в то же время не занесены десятки других важнейших постановлений высшего органа исполнительной власти в области охраны труда(порядки расследования несчастных случаев и выдачи разрешений по охране труда и пр.). В нарушение требований п. 2 Положения в Реестр НПАОП включили норматив «Охрана труда и промышленная безопасность в строительстве» (НПАОП 45.2-7.02-12), хотя этот документ утвержден Минрегионом, а не Госгорпромнадзором.
В Реестре НПАОП нет важнейшего для охраны труда документа ДСТУ 2293-99 «Охрана труда. Термины и определения основных понятий».
Хотя нет никаких препятствий для его включения.
Итак, любого, кто попытается искать безукоризненную логику в том, что включено и что не включено в Реестр НПАОП, ждет глубокое разочарование. Это, скорее, некая забитая кладовка, где кроме действительно важного и полезного полно всякого хлама и пыли.

АПОГЕЙ АБСУРДА

К сожалению, сейчас Реестр НПАОП превращен в фикцию, в инструментарий, позволяющий в обход существующего законодательства сделать общеобязательным какой-нибудь «нафталиновый» норматив.
№ 4 за 2012 год мы писали, что МЧС своим приказом от 13.03.2012 № 577 отменило приказы Госнадзорохрантруда:

  • от 18.10.94 № 104 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (НПАОП 0.00-1.07-94);
  • от 26.05.94 № 51 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов» (НПАОП 0.00-1.08-94).
Как результат — в Указателе нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда на пару месяцев документы с такими названиями исчезли.
Позже (по состоянию на 25 июня 2012 года) произошло нечто из ряда вон выходящее: Указатель НПАОП (утвержденный приказом Госгорпромнадзора от 12.04.2012 № 74 в редакции приказа от 25.06.2012 № 112) обогатился такой информацией:

 


Позначення
нормативного акта

Назва нормативного акта

Затвердження

Дата/документ/№

Організація

НПАОП 0.00-1.59-70

Правила безпеки і безпечної експлуатації посудин що працюють під тиском

19.05.1970

Держгіртехнагляд СССР

Зміни:

25.12.1973

Держгіртехнагляд СССР

НПАОП 0.00-1.60-66

Правилабудови і безпечноїексплуатаціїпарових таводогрійнихкотлів

30.08.1966

Держгіртехнагляд СССР

Зміни:

11.07.1972

Держгіртехнагляд СССР

Еще через несколько месяцев в Указателе НПАОП (по состоянию на 03 сентября 2012 года; в редакции приказа Госгорпромнадзора от 04.09.2012 № 161) запись, касающуюся сосудов под давлением, еще раз изменили. Вместо НПАОП 0.00-1.59-70 появился НПАОП 0.00-1.59-87.


Позначення
нормативного акта

Назва нормативного акта

Затвердження

Дата/документ/№

Організація

НПАОП 0.00-1.59-87

Правила безпеки і безпечної експлуатації посудин, що працюють під тиском

27.11.1987

Держгіртехнагляд СССР

Конечно же, такие нормативные «виражи» вызывают сомнения в их законности.
Положением № 151, регулирующим порядок ведения Реестра НПАОП, установлен такой алгоритм включения НПАОП в Реестр.

Включению в Реестр подлежат нормативно-правовые акты по охране труда:

которые утверждаются Госнадзорохрантруда Украины

нормативно-правовые акты бывшего СССР по вопросам охраны труда, действующие на территории Украины согласно Постановлению Верховной Рады Украины от 12.09.91 № 1545-XII «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР»

Решение о включении нормативно-правового акта по вопросам охраны труда в Реестр НПАОП указывается в приказе Госнадзорохрантруда об утверждении НПАОП

Для включения НПАОП в Реестр в управление Госнадзорохрантруда Украины, на которое возложено ведение Реестра, подаются:

  • приказ об утверждении НПАОП;
  • напечатанные два экземпляра утвержденного НПАОП на украинском языке и один — аутентичный перевод на русский язык;
  • оригиналы листов согласования НПАОП;
  • приказ о создании редакционной комиссии;
  • протокол заседания редакционной комиссии;
  • магнитная дискета с текстом НПАОП на украинском и на русском языке

После проверки комплектности представленных документов НПАОП присваивается соответствующее обозначение (шифр)

Итак, очевидно, что по состоянию на начало 2012 года в Реестре НПАОП не было таких документов, как НПАОП 0.00-1.60-66 и НПАОП 0.00-1.59-87. Сейчас они там каким-то странным образом появились.
Это означает, что должны были проводиться процедуры, предусмотренные Положением. Мы запросили в Госгорпромнадзоре следующие официальные документы:
1. Приказы об утверждении таких НПАОП:

  • Правила безопасности и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (НПАОП 0.00-1.59-87);
  • Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов (НПАОП 0.00-1.60-66).
2. Тексты Правил безопасности и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (НПАОП 0.00-1.59-87) и Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов (НПАОП 0.00-1.60-66) на украинском языке, копии соответствующих документов о создании редакционной комиссии, а также протоколы заседаний редакционных комиссий.
Оказалось, что ничего этого нет и не было!

ДЕРЖАВНА СЛУЖБА ГІРНИЧОГО НАГЛЯДУ ТА ПРОМИСЛОВОЇ БЕЗПЕКИ УКРАЇНИ
(Держгірпромнагляд України)

11.10.2012    № 8781/0/4.2-9.1-9/6/12                                           Журнал «Все про охорону праці»

 

Державна служба гірничого нагляду та промислової безпеки України розглянула Ваш запит на отримання інформації та повідомляє.
Відповідно до Покажчика нормативно-правових актів з питань охорони праці, затвердженого наказом Держгірпромнагляду від 04.09.2012 № 161, включено такі Правила:
• «Правила будови і безпечної експлуатації посудин, що працюють під тиском» НПАОП 0.00-1.59-87, затверджені Держгіртехнаглядом СРСР 27.11.87;
• «Правила будови і безпечної експлуатації парових та водогрійних котлів» НПАОП 0.00-1.60-66, затверджені Держгіртехнаглядом СРСР 30.08.66 із змінами та доповненнями, затвердженими Держгіртехнаглядом СРСР 11.07.72.
Відповідно до постанови Верховної Ради України від 12.09.91 № 1545-ХII «Про порядок тимчасової дії на території України окремих актів законодавства Союзу РСР» встановлено, що до прийняття відповідних актів законодавства України на території республіки застосовуються акти законодавства Союзу РСР з питань, які не врегульовані законодавством України, за умови, що вони не суперечать Конституції і законам України.Таким чином, на сьогодні певні відносини у сферах, на які поширюються повноваження Держгірпромнагляду, до врегулювання актами національного законодавством регулюються законодавством Союзу РСР.
Безпосередньо, щодо надання текстів Правил українською, російською мовами та копії відповідних документів про створення редакційної комісії, протоколи засідань редакційних комісій, як вже зазначалось, ці акти є актами законодавства Союзу РСР, що прийняті відповідними органами Радянського Союзу, і діють вони на території України тільки відповідно до постанови Верховної Ради України.
Крім того, за загальновизнаним принципом права закони та інші нормативно-правові акти не мають зворотної дії в часі. Цей принцип закріплений у частині першій статті 58 Конституції України, за якою дію нормативно-правового акта в часі треба розуміти так, що вона починається з моменту набрання цим актом чинності і припиняється з втратою ним чинності, тобто до події, факту застосовується той закон або інший нормативно-правовий акт, під час дії якого вони настали або мали місце.Таким чином, норми Положення про Державний реєстр нормативно-правових актів з питань охорони праці, затвердженого наказом Державного комітету України з нагляду за охороною праці від 08 червня 2004 року № 151, зареєстрованого в Міністерстві юстиції України від 23 червня 2004 року за № 778/9377, яким регулюється безпосередньо тільки порядок ведення Державного реєстру нормативно-правових актів з питань охорони праці, діють з 04.07.2004 року, і відповідно положення щодо подання для включення в Реєстр, таких документів, як: «наказ про затвердження НПАОП; надруковані два примірники затвердженого НПАОП українською мовою та один — автентичний переклад на російську мову; оригінали аркушів погодження НПАОП; наказ про створення редакційної комісії; протокол засідання редакційної комісії; магнітна дискета з текстом НПАОП українською та російською мовою», поширюються на акти, які прийнято після набрання чинності цього Положення.
У відповідності до Закону України «Про доступ до публічної інформації» (далі — Закон) Держгірпромнагляд оприлюднює інформацію на офіційному веб-сайті в мережі Інтернет (dnop.kiev.ua), з якою Ви можете ознайомитися, в тому числі і з вищезгаданими Правилами в розділі «Покажчик НПАОП» на сторінці «Довідкова інформація».
<...>

Перший заступник Голови  
  В. Шайтан

Почему к вышеизложенной позиции Госгорпромнадзора нельзя относиться с полной серьезностью?
Во-первых. В СССР было множество документов. Взять, к примеру, серию стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ). Многие из них не отменены, то есть обязательны к применению. Но в Реестре НПАОП их нет. Например:

  • ГОСТ 12.0.003 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация»;
  • ГОСТ 12.1.001-89. ССБТ. Ультразвук. Общие требования безопасности;
  • ГОСТ 12.1.003-83. ССБТ. Шум. Общие требования безопасности;
  • ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны;
  • ГОСТ 12.1.007-76. ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности;
  • ГОСТ 12.1.010-76. ССБТ. Взрывобезопасность. Общие требования;
  • ГОСТ 12.1.012-90. ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования.
Почему вышеперечисленных документов (и не только их) нет в Реестре НПАОП?
Они не действуют? — Действуют!
Они не относятся к охране труда? — Имеют прямое отношение!
Так почему же?! Очевидно — не было решения, чтобы их туда включить. То есть документы бывшего СССР включаются в Реестр НПАОП не автоматически (только потому, что существуют в природе). Значит, все-таки нужно, чтобы из сотен других нормативов какой-то один-единственный отобрали. Значит нужно, чтобы собралась комиссия, приняла решение. После процедурных вопросов документ на основании приказа вносится в Реестр.
Во-вторых. В своем ответе Госгорпромнадзор ссылается на постановление Верховной Рады Украины от 12.09.91 № 1545-ХII «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР».
Действительно, до принятия соответствующих актов законодательства Украины на ее территории применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, которые не урегулированы законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины.
Однако НПАОП 0.00-1.60-66 и НПАОП 0.00-1.59-87 в Украине не применялись более 15 лет (с 1994 по 2012 год).
Посему заложенный указанным постановлением принцип непрерывности действия «старых» нормативов до принятия национальных де-факто нарушен.
Поэтому если в правовое поле волевым усилием вводятся какие-то союзные акты, о которых давно все забыли, то это должно быть, как минимум, мотивировано.
В-третьих. Постановление Верховной Рады Украины от 12.09.91 № 1545-ХII устанавливает определенное условие. Чтобы акты СССР действовали — они не должны противоречить законодательству Украины. А они противоречат…

СМЕХ И ГРЕХ…

Прежде чем перейти к вопросам соответствия законодательству, несколько нюансов. В Реестр сначала включили «Правила безпеки і безпечної експлуатації посудин що працюють під тиском» (укр.) (НПАОП 0.00-1.59-70). Позже их заменили на «Правила безпеки і безпечної експлуатації посудин, що працюють під тиском» (укр.) (НПАОП 0.00-1.59-87).Что делается в госслужбе? Как она работает, если в государственный Реестр НПАОП включают документы с ошибочными реквизитами? В довесок к этой «неточности» — первое название написано с пунктуационной ошибкой. Перед союзным словом «що» пропущена запятая.
Но и на этом чудеса не заканчиваются! В оригинале на русском языке документ называется «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением».
Слово «УСТРОЙСТВО» каким-то образом умудрились перевести как «БЕЗОПАСНОСТЬ». Вторая попытка перевода официального документа, и вторая неудачная!
Теперь попробуем выяснить: есть ли национальные нормативы по указанным направлениям? Да, есть! Если упрощенно, то правила проектирования, устройства, маркировки, отдельные вопросы эксплуатации и пр. паровых и водогрейных котлов, а также сосудов под давлением, установлены законодательством Украины, а именно:

  • Техническим регламентом безопасности простых сосудов высокого давления, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 25.03.2009 № 268;
  • Техническим регламентом безопасности оборудования, работающего под давлением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 19.01.2011 № 35.
А что регламентируют НПАОП 0.00-1.59-87 и НПАОП 0.00-1.60-66?
Если навскидку, то более чем на 2/3 требования «союзных» документов и «современных» техрегламентов пересекаются.
Возьмем, к примеру, НПАОП 0.00-1.59-87 и сравним структуру норм, установленных этими правилами, с Техническим регламентом безопасности простых сосудов высокого давления.
ff4.jpg

Технический регламентом безопасности простых сосудов высокого давления

Правила безопасности и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давленим (НПАОП 0.00-1.59-87)*

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

Определяет требования к проектированию, серийному изготовлению и оценке соответствия простых сосудов, работающих под избыточным давлением, устанавливает правила их маркировки, ввода в оборот и эксплуатацию

Устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, монтажу, ремонту и эксплуатации сосудов, цистерн, бочек, баллонов, работающих под давлением

СТРУКТУРА

Общие положения

 

Требования к материалам

 

Требования к конструкции

 

Требования к изготовлению

 

Оценка соответствия

 

Маркировка

 

1. Общие положения
1.1. Назначение и область применения
2. Конструкция сосудов
2.1. Общие требования
2.2. Люки, лючки, крышки
2.3. Днища сосудов
2.4. Сварные швы и их расположение
2.5. Расположение отверстий в стенках сосудов
3. Материалы
4. Изготовление
4.1. Общие требования
4.2. Допуски
4.3. Сварка
4.4. Термическая обработка
4.5. Контроль сварных соединений
4.6. Гидравлическое испытание
4.7. Оценка качества сварных соединений и устранение дефектов
4.8. Документация и маркировка
5. Арматура, контрольно-измерительные приборы, предохранительные устройства
5.1. Общие положения
5.2. Запорная и запорно-регулирующая арматура
5.3. Манометры
5.4. Приборы для измерения температуры
5.5. Предохранительные устройства от повышения давления
6. Установка, регистрация, техническое освидетельствование сосудов, разрешение на эксплуатацию
6.1. Установка сосудов
6.2. Регистрация сосудов
6.3. Техническое освидетельствование
6.4. Разрешение на ввод сосуда в эксплуатацию
7. Надзор, содержание, обслуживание и ремонт
7.1. Организация надзора
7.2. Содержание и обслуживание сосудов
7.3. Аварийная остановка сосудов
7.4. Ремонт сосудов
8. Требования к сосудам, приобретаемым за границей
9. Дополнительные требования к цистернам и бочкам для перевозки сжиженных газов
10. Дополнительные требования к баллонам
11. Заключение

 

* Примечание. Жирным шрифтом выделены нормы, регламентирующие правила устройства сосудов (то есть регламентируются техническим регламентом и соответственно в той или иной степени не соответствуют действующему законодательству

* Примечание. Жирным шрифтом выделены нормы, которые регламентируются действующим национальным законодательством.

ПОСЛЕДСТВИЯ

Ну не соответствуют НПАОП законодательству, и что? Поэтому несколько слов о том, какой норматив «сильнее»: техрегламент или НПАОП. С точки зрения иерархии нормативных актов постановления Кабмина выше приказов министерств и ведомств. Согласно ст. 1 Закона Украины «О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия» технический регламент — закон Украины или нормативно-правовой акт, принятый Кабинетом Министров Украины, в котором определены характеристики продукции или связанные с ней процессы либо способы производства, а также требования к услугам, включая соответствующие положения, соблюдение которых является обязательным. Он может также содержать требования к терминологии, отметкам, упаковке, маркировке или этикетированию, применяемые к определенной продукции, процессу или способу производства.
Вот некоторые из последствий того, что НПАОПы не соответствуют техрегламентам.

1. Последствия для разрешительной деятельности по охране труда.

Работодателю (для получения разрешения на выполнение работ повышенной опасности или на эксплуатацию машин, механизмов, оборудования повышенной опасности) и производителю либо поставщику машин, механизмов, оборудования повышенной опасности (для получения разрешения на применение машин, механизмов, оборудования повышенной опасности) необходимо иметь положительное заключение экспертизы.
Технологические процессы, машины, механизмы, оборудование, транспортные средства, химические вещества и их соединения и другая опасная продукция, приобретенные за границей, допускаются к эксплуатации (к применению) лишь при условии проведения экспертизы на соответствие их нормативно-правовым актам по охране труда, действующим на территории Украины (ч. 19 ст. 21 Закона Украины «Об охране труда»).
Именно такие же нормы прописаны и в Порядке выдачи разрешений на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 26.10.2011 № 1107 (далее — Порядок № 1107). — Работодателю (для получения разрешения на выполнение работ повышенной опасности или на эксплуатацию машин, механизмов, оборудования повышенной опасности) и производителю либо поставщику машин, механизмов, оборудования повышенной опасности (для получения разрешения на применение машин, механизмов, оборудования повышенной опасности) необходимо предоставить положительное заключение экспертизы (п. 6–9 Порядка № 1107).
Заключение экспертизы — документ, который составляется экспертной организацией по результатам проведения экспертизы состояния охраны труда и безопасности промышленного производства субъекта хозяйствования по форме, разработанной Госгорпромнадзором и утвержденной в установленном порядке, содержит информацию о соответствии (несоответствии) объекта экспертизы требованиям законодательства по вопросам охраны труда и промышленной безопасности и на основании которого принимается решения относительно выдачи разрешения (п. 3 Порядка № 1107).
Технические регламенты не являются нормативно-правовыми актами по охране труда. Ведь экспертиза на соответствие нормативно-правовыми актами по охране труда должна проводиться на соответствие НПАОП 0.00-1.59-87. А он не отвечает требованиям технического регламента. Поэтому на современный сосуд, работающий под давлением (и, например, изготовленный самым известным и самым лучшим производителем в мире), разрешения по охраны труда, скорее всего, не выдадут!
А действующее разрешение (относительно сосудов, работающих под давлением, а также паровых и водогрейных котлов), которое было выдано до включения НПАОП 0.00-1.59-87 в Реестр НПАОП (то есть до середины 2012 года), теоретически могут отменить на указанных основаниях в любой момент.

Итоги.
А. Все разрешения по охране труда на эксплуатацию котлов и сосудов под давлением — подвешены в воздухе.
Б. Экспертизы для получения разрешений должны проводиться с нарушением законодательства (то есть техрегламентов).

2. Последствия для экспертной деятельности (техосмотры) по охране труда.

НПАОП 0.00-1.59-87 предусматривает, что техосмотры проводят инспекторы Госгорпромнадзора. В то же время, согласно Порядку проведения осмотра, испытания и экспертного обследования (технического диагностирования) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины № 687 от 26.05.2004 (далее — Порядок № 687), техосмотры должны проводит экспертные организации, а первичные и внеочередные — уполномоченные организации.
Однако кроме этого ляпсуса есть еще накладочка. Технический осмотр проводится с целью определения качества изготовления, монтажа, ремонта, реконструкции и модернизации, условий и срока дальнейшей безопасной эксплуатации оборудования, оценки технического состояния составных частей, деталей или их элементов, проверки их на соответствие техническим требованиям и т. п. (п. 7 Порядка проводка № 687).
Итог. Внесение «новых-старых» НПАОП породило неразбериху в отношении:

  • кто проводит техосмотры;
  • на соответствие чему проводятся техосмотры (продукция должна производиться в точном соответствии с техрегламентами; однако с точки зрения НПАОП эта продукция с большой вероятностью окажется бракованной).

3. Последствия для работодателей. Работодатель обязан создать на рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда согласно нормативно-правовым актам, а также обеспечить соблюдение требований законодательства относительно прав работников в области охраны труда. С этой целью он, в частности, организовывает оценку технического состояния производственного оборудования на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда (ч. 1–2 ст. 13 Закона Украины «Об охране труда»).
Итог. Фактически работодателям запрещено пользоваться котлами и сосудами под давлением, соответствующими современным требованиям законодательства Украины, но не соответствующими нормам СССР.

4. Последствия морально-психологического характера. В цивилизованном демократическом мире работодатели создают надлежащие условия труда не только под страхом наказания. Скорее потому, что уважают законы, потому, что так поступать правильно и социально ответственно. Ну и потому, что доверяют власти. И именно это доверие — ключ к честной уплате налогов, безукоризненному исполнению законов, к успешному проведению всевозможных реформ.
Возникает ощущение, что в нашей стране власть не наемный менеджер, оказывающий административные услуги, а самодержавный властитель. Ему позволительно сотворить любую глупость. Ведь за это ничего не будет. Или еще хуже (прием, особенно любимый «налоговиками») — создать царство нечетких и противоречивых норм, а потом врываться на белом коне с шашкой наголо и карать нарушителей…
Похоже, по тому же пути идет Госгорпромнадзор. В Украине создается топкое болото из полузаконных документов. В этих условиях проводить надзорные мероприятия и легко, и выгодно. Куда не приди — кругом нарушители. Просто надо знать, на что сослаться.
Поэтому наибольший вред от введение в действие «нафталиновых» НПАОП — удар по доверию. Доверию, что НПАОПы надо не обсуждать, а безукоризненно выполнять.

А. Дердин

 
«Письма счастья», или о безопасной эксплуатации зданий и сооружений »