ДЕРЕГУЛЯЦИЯ В ОХРАНЕ ТРУДА: революция прошла... разрешение на дрель осталось

«Это революция в сфере разрешительной системы. С сегодняшнего дня предприниматели могут начинать свою деятельность по декларативному принципу. Украина много лет шла к улучшению бизнес-климата, и в конце концов мы добились того, чтобы выдача разрешений не тормозила развитие предпринимательства».
Глава Госпредпринимательства М. Бродский,
30.08.2010, dkrp.gov.ua

 

Если верить результатам рейтингового исследования Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса — 2010», то разрешительная система Украины действительно нуждалась в реформах. Наша страна в указанном рейтинге заняла 142 место из 183 существующих (в рейтинге 2009 года — 146 место).
О необходимости реформ неоднократно говорили и первые лица государства.

Официальный сайт Президента Украины, president.gov.ua, 25.08.2010: «В своем выступлении Президент также назвал одним из приоритетных направлений реформирование национальной экономики улучшения условий для развития бизнеса. Прежде всего речь идет о дерегуляции разрешительной системы и решительном сокращение лицензий. «Этот вопрос является краеугольным камнем, сдерживающим сегодня развитие предпринимательства, бизнеса и поступление инвестиций в Украину. Нам, безусловно, нужно подумать и сделать конкретные реальные шаги. И мы будем это делать», — сказал В. Янукович».

Официальный сайт С. Тигипко, вице-премьер-министра, tigipko.com, 31.03.2010: «К сожалению, Украина до сих пор стабильно занимала последние позиции в мировых рейтингах относительно условий ведения предпринимательской деятельности и инвестиционного климата. Часто административные преграды сдерживают вклад средств в Украину больше, чем неразвитая инфраструктура. Теперь мы начинаем ломать искусственные барьеры, тормозящие развитие предпринимательства и поступление инвестиций».

Квинтэссенцией долгожданных обещаний стало постановление Кабмина № 725 от 25.08.2010, которым был утвержден «Перечень определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности, которые не могут проводиться на основании декларации соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства» (далее — Перечень № 725).

Итак, революция в разрешительной системе произошла. Что изменилось в процедуре выдачи разрешительных документов по охране труда?

Зачем нужны разрешения

Выдача разрешительных документов способствует предупреждению тяжких последствий от несоблюдения требований нормативных актов. При этом повышается защищенность общества, в т. ч. от объектов повышенной опасности. Однако есть и обратная сторона: субъекты хозяйствования вынуждены расходовать средства и время на прохождение административных процедур. Чрезмерное давление государства на бизнес снижает деловую активность и соответственно уменьшает собранные налоги.
Поэтому высокоразвитые страны пошли по пути дерегуляции: максимального уменьшения количества лицензий и разрешений.

Какие разрешения нужны по охране труда

С 1993 по 2003 год разрешение на начало работ необходимо было получать всем предприятиям, учреждениям и организациям (постановление Кабинета Министров Украины № 831 от 06.10.93). Позже государство отказалось от тотального охвата всех субъектов хозяйствования разрешительными процедурами. Было принято действующее по сегодняшний день постановление Кабмина № 1631 от 15.10.2003 «Об утверждении Порядка выдачи разрешений Государственным комитетом по надзору за охраной труда и его территориальными органами» (далее — Порядок № 1631). Порядком № 1631 предусмотрено 88 видов работ с повышенной опасностью и 27 видов объектов, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.
В 2005 году анонсировалось существенное сокращение перечня работ и объектов с повышенной опасностью, требующих разрешительных документов. Однако все эти планы так и остались проектами.
10.08.2010 Госпредпринимательства опубликовал проект постановления Кабмина о видах деятельности, которых нельзя начинать на основании предоставления декларации (т. е. на них необходимо получить разрешение). В документе 25 видов работ с повышенной опасностью и 22 вида машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.
Чем же закончились реформы? В п. 62 вступившего в силу Перечня № 725 числится весь Порядок № 1631. То есть после долгих разговоров и обещаний в сфере охраны труда ничего ровным счетом не изменилось.
А есть ли основания и предпосылки для изменений? Судите сами. В Украине до недавнего времени можно было насчитать четыре перечня работ, регламентирующих уровень их опасности:

  • 137 видов работ с повышенной опасностью — «Перечень работ с повышенной опасностью», утвержденный приказом Госнадзорохрантруда Украины № 15 от 26.01.2005 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 15.02.2005 под № 232/10512;
  • 88 видов работ с повышенной опасностью — «Перечень работ повышенной опасности», приложение 1 к Порядку № 1631;
  • 19 видов деятельности с высокой степенью риска — постановление Кабинета Министров Украины № 413 от 28.04.2009 «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от проведения хозяйственной деятельности в сфере промышленной безопасности и охраны труда и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля)»;
  • 9 видов работ повышенной опасности, право на совершение которых получалось на основании декларации постановление Кабмина № 449 от 16.06.2010 «Об утверждении перечня определенных действий относительно проведения хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности, право на совершение которых получается на основании декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства» (далее — Перечень № 449, утратил силу).

Напрашивается вывод: прозрачного, понятного и однозначного подхода к тому, что несет повышенную опасность, не существует. Соответственно вопросом реформирования порядка выдачи разрешений по охране труда всерьез не занимались. Вместо обещанной революции произошел саботаж: по сравнению с июнем 2010 года в августе ситуация с разрешениями по охране труда ухудшилась.

Декларативный принцип: здравствуйте и прощайте

Разговоры о необходимости и возможности внедрения декларативного принципа в разрешительную деятельность по вопросам охраны труда ведутся с 2006 года. И, собственно, до так называемой «революции» не прекращались.

«Одним из путей усовершенствования надзора станет внедрение декларативного принципа на предприятиях страны, когда их владельцы самостоятельно разрабатывают план мероприятий по устранению рисков и обязываются вести производство без нарушений требований по охране труда. Это даст возможность установить оптимальную частоту инспекторских проверок, уменьшив благодаря этому административное давление на бизнес, и увеличить ответственность работодателей» (С. Сторчак, глава Госгорпромнадзора Украины, «Философия охраны труда», 06.05.2010, dnop.kiev.ua).
«Госгорпромнадзорпостоянно совершенствует свою структуру и систему надзора, а также законодательство по охране труда согласно европейским нормам», — указал Сергей Сторчак. — Сейчас ведется работа по внедрению декларативного принципа надзора, благодаря которому будут либерализированы отношения с предпринимателями» («Госгорпромнадзор: Впервые в Украине стартует глобальной проект Международной организации труда по безопасности труда», 04.03.2010, kmu.gov.ua).

Более того. Разговоры конвертировались в Перечень № 449. В нем указано 9 видов работ повышенной опасности (в сфере надзора за охраной труда), которые можно было начинать на основании декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства.
То есть правительство признало, что разрешения не нужны, например, на такие виды деятельности, как:

  • осуществление контроля за качеством сварочных соединений;
  • осуществление радиологического (дозиметрического) и пиротехнического контроля;
  • изготовление и испытание грузозахватных устройств;
  • эксплуатация и ремонт водосборных сооружений;
  • продавливание туннельных конструкций под домами, сооружениями, магистралями и водохранилищами;
  • работы с применением пиротехнических изделий;
  • ремонтные, монтажные, строительные и другие работы, выполняемые на высоте более 1,3 метра.
Однако в ходе «революции» правительство пошло на попятную. В августе текущего года Перечень № 449 утратил силу. На виды деятельности (предусмотренные Перечнем № 449), которые можно было осуществлять согласно декларации, снова необходимо получать разрешение.
Резюме. Хочется пожелать чиновникам, чтобы они поменьше занимались «революциями» и выполняли побольше планомерной рутинной работы.

 

А. Дердин

 
« Усовершенствование проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда   ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА: правовые основания использования автоэкзаменаторов »