О новом порядке полной или частичной остановки производства или работ

В предыдущем номере (№ 6 за 2013 год) мы писали о внесении изменений в ряд законов, в том числе в Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Их основная идея — установление нового порядка полной или частичной остановки производства (изготовления) или реализации продукции, выполнения работ, предоставления услуг. Такая остановка отныне должна быть подтверждена судом. Мы предположили, что новации начнут действовать с 01.10.2013, когда внесут соответствующие изменения в Закон Украины «Об охране труда». Также было бы логично работать по-новому после внесения изменений в Положение об организации и осуществлении государственного горного надзора, государственного надзора (контроля) в сфере промышленной безопасности и охраны труда в системе Госгорпромнадзора Украины, утвержденное приказом МЧС от 11.08.2011 № 826 и зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 27.12.2011 под № 1531/20269...

... однако новый порядок остановки работ (производства) уже начал действовать. Ниже предлагаются разъяснения Госгорпромнадзора на эту тему.


ДЕРЖАВНА СЛУЖБА ГІРНИЧОГО НАГЛЯДУ ТА ПРОМИСЛОВОЇ БЕЗПЕКИ УКРАЇНИ
(Держгірпромнагляд України)
27.06.2013               № 6217/0/5-10/6/13
Про надання роз’яснень
У зв’язку із набранням чинності Закону України від 20 червня 2013 року № 353-VII «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо усунення обмежень у провадженні господарської діяльності» (далі — Закон) та з урахуванням змін до Закону України «Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господарчої діяльності» внесених Законом України від 02.10.2012 № 5404-VІ «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України у зв’язку з прийняттям Кодексу цивільного захисту України» надаємо роз’яснення щодо застосування норм стосовно повного або часткового зупинення виробництва (виготовлення) або реалізації продукції, виконання робіт, надання послуг.
На виконання норм Закону у разі виявлення порушень, які дають право заборони виконання робіт, виробництва на підставі відповідного акта перевірки видається розпорядження про заборону (обмеження) робіт (виробництва).
При цьому не пізніше наступного дня з дня видання розпорядження територіальне управління повинно звернутися до окружного адміністративного суду за місцезнаходженням суб’єкта господарювання з адміністративним позовом (примірний зразок позовної заяви додається*).
Заборона виконання робіт, виробництва, обґрунтованість якої має бути підтверджена адміністративним судом, не застосовується, а розпорядження підлягає негайному скасуванню органом державного нагляду (контролю) у разі, якщо:
1) територіальне управління в установлений Законом строк не звернулося до адміністративного суду з відповідним позовом;
2) позовну заяву повернено територіальному управлінню ухвалою адміністративного суду і така ухвала набрала законної сили;
3) адміністративний суд ухвалив постанову, якою відмовив територіальному управлінню у підтвердженні обґрунтованості заборони робіт (виробництва), або постанову про відсутність підстав для вжиття таких заходів, і така постанова набрала законної сили;
4) протягом 30 робочих днів з дня видання (прийняття) відповідного розпорядження про заборону робіт (виробництва) їх обґрунтованість не буде підтверджено постановою адміністративного суду, що набрала законної сили.
Застосовані адміністративним судом заходи реагування за позовом територіального управління, а також вжиті територіальним управлінням заходи, обґрунтованість яких підтверджена адміністративним судом, скасовуються адміністративним судом у порядку, встановленому процесуальним законом.
У разі якщо заборону виконання робіт, виробництва підтверджено адміністративним судом застосовується процедура пломбування відповідних об’єктів (машин і механізмів) у порядку, визначеному Положенням про організацію та здійснення державного гірничого нагляду, державного нагляду (контролю) у сфері промислової безпеки та охорони праці в системі Держгірпромнагляду України, затвердженому наказом МНС від 11.08.2011 № 826 (далі — Положення) в частині, що не суперечить Закону.
У випадку, коли виявлені під час здійснення перевірки суб’єкта господарювання (виробничого об’єкта) порушення не несуть загрозу життю працюючих та не потребують заборони виконання робіт, виробництва, на підставі відповідного акта складається припис у порядку, визначеному Положенням. <…>

Перший заступник Голови                                                                                                              В. Шайтан

* Приложения к письму не приводятся.

Для того чтобы было легче разобраться в новациях законодательства, мы разработали схему запрета Госгорпромнадзором работ/производства.

 

1.jpg

 



Международное право предусматривает (но не настаивает), что в случае непосредственной угрозы здоровью или безопасности работников инспекторы труда должны иметь возможность принять меры, подлежащие незамедлительному выполнению (пп. b п. 2 ст. 13 Конвенции МОТ № 81 1947 года об инспекции труда в промышленности и торговли, ратифицированной Законом Украины от 08.09.2004 № 1985-IV). При этом за работодателем остается право на обжалование в судебных или административных органах действий надзорного органа.
На сколько быстро у теруправления получится остановить работы, несущие непосредственную угрозу здоровью или безопасности работников?
Согласно Кодексу административного судопроизводства Украины (КАС, ст. 1836) процессуальные сроки принятия решения выглядят следующим образом:
• 0–1 день — на подачу ТУ иска в окружной административный суд;
• до 1 дня (здесь и далее имеются в виду рабочие дни) — на открытие производства по административному делу;
• до 5 дней — на принятие постановления по сути заявленных требований;
• до 3 дней — на подачу апелляционной жалобы на судебное решение суда первой инстанции (по истечении этого срока постановление вступает в силу).
Если работодатель воспользуется правом на апелляционное обжалование, то еще нужно добавить такие сроки:
• до 3 дней — на открытие апелляционного производства;
• до 3 дней — на рассмотрение апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции.
То есть с момента выявления опасности, несущей непосредственную угрозу здоровью или безопасности работников, до вступления в силу решения суда может пройти примерно от 8 до 16 рабочих дней.
При этом: «В случае если во время судебного разбирательства будет установлено, что обстоятельства, ставшие основанием для применения мер реагирования, обоснованность которых требует подтверждения суда, перестали существовать либо устранены, суд принимает постановление об отсутствии оснований для применения соответствующим субъектом властных полномочий мер реагирования» (п. 10 ст. 1836 КАС).
За неделю-другую при желании можно ликвидировать практически любой недостаток. В общем, на данный момент новая схема запрета/ограничения работ/производства выглядит недостаточно продуманной и эффективной. Как оно получится на практике — покажет время.

 

 
« «ТЕМНАЯ» СТОРОНА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГОСГОРПРОМНАДЗОРА   ПРИНЯТА ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НА 2014–2018 гг. … а заодно и запущены откаточно-воровские механизмы »