ПРИНЯТА ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НА 2014–2018 гг. … а заодно и запущены откаточно-воровские механизмы

ПРИНЯТА ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НА 2014–2018 гг.
… а заодно и запущены откаточно-воровские механизмы

Государство, на территории которого ежегодно погибают, калечатся, получают профзаболевания тысячи человек, обязано иметь стратегию по обеспечению безопасных и безвредных условий труда.
В Украине принята долгожданная и многострадальная «Общегосударственная социальная программа улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды на 2014–2018 годы» (закон от 04.04.2013 № 178-VII, далее — Общегосударственная программа). Эта программа по сути — квинтесенция анализа состояния безопасности производственной деятельности и национальной научно-технической мысли, наработок идей в сфере охраны труда. Как, возможно, мог сказать Еврипид в данном случае, скажи, какая в государстве Общегосударственная программа — и я скажу об уровне инженерного потенциала страны, а также о размерах воровства и коррупции.
Итак, на цели, связанные с охраной труда, в ближайшие годы выделят 221,88 млн грн (из них госбюджет — 101,16 млн грн, Фонд — 120,32 млн грн). Что стоит ожидать миллионам наших граждан, работающих во вредных и опасных условиях труда? Какие интересные и важные проекты по охране труда будут внедряться в ближайшей перспективе?

СУДЬБА ПРЕДЫДУЩЕЙ
НАЦПРОГРАММЫ

Было бы крайне странно и глупо, если бы в Украине одновременно действовали два разных закона об охране труда или две разных конституции. Однако фактически можно утверждать, что вскоре в Украине будут действовать две общегосударственные программы по охране труда. А так и будет, ведь предыдущий «аналог» Общегосударственной программы — Национальная программа улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды на 2001–2005 годы (постановление Кабмина от 10.10.2001 № 1320) — еще не завершена! Хотя, как следует из названия документа, последнее мероприятие должно было завершиться в 2005 году. То есть 7–12 и более лет тому назад. Почему? Ответ очевиден.В нацпрограмму на 2001–2005 гг. включили множество никому ненужного, неэффективного и надуманного.
По «старой» программе не отчитались... Совершенные ошибки не проанализировали... За впустую выкинутые деньги никто не наказан…
И вот, не завершив программу 2001–2005 годов, не проведя работы над ошибками, мы твердым шагом и преисполненные оптимизма вступаем в эру программы 2014–2018 гг. 

ЦЕЛЬ — ДЕЙСТВИЕ — РЕЗУЛЬТАТ

Очевидно, что название госпрограммы, предпринятые в ее рамках мероприятия и достигнутый результат должны иметь единую логическую структуру, а также причинно-следственную взаимосвязь. Абсурдно, но в Общегосударственной программе этого нет!
Пример 1: несоответствие названия и результата. Из названия Общегосударственной программы следует, что она направлена на улучшение состояния:
• безопасности;
• гигиены труда;
• производственной среды.
Соответственно, результатом улучшения гигиены труда и производственной среды должно стать уменьшение количества рабочих мест с опасными и вредными условиями труда и т. д. Смотрим на оценку эффективности Общегосударственной программы — там ничего подобного нет и в помине. Только уменьшение травматизма.
Пример 2: несоответствие запланированных Общегосударственной программой мероприятий и конечного результата. Приведем только самый яркий пример. В Общегосударственной программе множество мероприятий, посвященных профзаболеваемости (например, см. п. 4, 5, 7, 9 Заданий и мероприятий Общегосударственной программы), на много миллионов гривен. Соответственно, результат должен выражаться в уменьшении профзаболеваний и пр. Но для оценки результатов программы показатель профзаболеваемости не берется.
Пример 3: несоответствие запланированных Общегосударственной программой мероприятий результатам даже поверхностного анализа производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Даже при беглом просмотре аналитических материалов Фонда о причинах и факторах производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2008–2012 гг. (http://www.social.org.ua/деятельность Фонда/статистические данные) невооруженным глазом заметно, что:


Производственный
травматизм

Профессиональные заболевания

20–30 % несчастных случаев происходит вследствие падения пострадавшего при передвижении, 15–20 % вследствие падения на потерпевшего, обрушения предметов, материалов, породы, грунта, 10–17 % вследствие действия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, 6 % вследствие дорожно-транспортного происшествия, а также вследствие падения пострадавшего с высоты, и т. п.
15–25 % работников травмируются при использовании автомобилей, 15–18 % при использовании оборудования горношахтного, 2–6 % при использовании оборудования деревообрабатывающего и т. п.
Около 80 % несчастных случаев происходит из-за организационных причин (30–50 % из-за нарушения трудовой и производственной дисциплины и невыполнения требований инструкций по охране труда, 4 % из-за нарушения технологического процесса; 3–4 % из-за нарушения правил дорожного движения), 12–14 % — из-за технических причин (4–7 % из-за неудовлетворительного технического состояния производственных объектов, зданий, средств производства, транспортных средств), 7–8 % — из-за психофизиологических причин (2–3 % из-за травмирования вследствие противоправных действий других лиц) и т. п.
К наиболее травмоопасным отраслям экономики и видам работ относятся: добыча энергетических материалов (около 30 % от общего количества травмированных по Украине), транспорт и связь (около 6 %), строительство (около 6 %), металлургия и обработка металла (около 5 %), сельское хозяйство и связанные с ним услуги (около 5 %). Количество травмированных лиц в этих отраслях из года в год составляет значительно более 50 % от общего количества травмированных по Украине

Наибольшее количество профессиональных заболеваний из года в год регистрируется в Донецкой (около 30 %), Луганской (около 25 %), Днепро-петровской (около 17 %) и Львовской (около 10 %) областях. Количество профзаболеваний в этих областях составляет около 86 % от общего количества по Украине.
Самый высокий уровень профзаболеваемости наблюдается при добыче энергетических материалов (около 80 %). Добыча неэнергетических материалов — около 6 %, производство машин и оборудования — около 4 %, металлургия и обработка металла — около 3 %, строительство — около 3 %. Количество профессиональных заболеваний в этих отраслях составляет около 94 % от общего количества по Украине.
В структуре профессиональных заболеваний первое место принадлежит болезням органов дыхания — около 68 % от общего количества по Украине. На втором месте заболевания опорно-двигательного аппарата — около 20 %. Третье место остается за вибрационной болезнью — около 4 %, четвертое за болезнями слуха — около 3 %

Предлагаем читателям самим проанализировать, насколько мероприятия программы направлены на устранение организационных причин несчастных случаев или предотвращение падения пострадавшего во время передвижения или наступления несчастных случаев при использовании автомобилей и т. п., а также насколько мероприятия программы направлены на предотвращение возникновения у работников болезней органов дыхания или заболеваний опорно-двигательного аппарата и т. п.
Подведем под этим общую черту. Наверное, все знают анекдот о том, как Василий Иванович объяснил Петьке, что такое логика. И тот, увидев Фурманова, спросил, есть ли у него спички. Когда услышал, что нет, выдал результат: «Импотент значит!».
Так и у нас. Подходит один чиновник к другому и спрашивает: «А у тебя проведен анализ состояния адаптации законодательства?» (пп. 2 п. 1 Заданий и мероприятий). — «Ага». — «Замечательно! Теперь травматизм точно упадет!».
Оценка результативности Общегосударственной программы построена именно на такой «спичечно-импотентной» логике. Критерии оценки выполнения госпрограммы неоправданно упрощены. Можно даже сказать, что и сфальсифицированы!
Как показывает долгосрочная статистика, производственный травматизм и так имеет постоянную тенденцию к снижению. Падение травматизма было и когда в 2005–2007 годах, по сути, разогнали службы охраны труда в местных органах власти. Он падал и после недавнего 30%-го сокращения чиновников в 2011 году в результате админреформы (читай: сокращения 30 % инспекторов Госгорпромнадзора). Поэтому падение травматизма к 2018 году и так произойдет. Независимо от результатов выполнения программы и траты госсредств.

БРЕД СИВОЙ КОБЫЛЫ В ЛУННУЮ НОЧЬ

Предположим, в Украине к власти пришла шайка крепких хозяйственников. Они безбожно разворовывают все и вся. Что нужно, чтобы процесс распила был как можно удобнее, приятнее и безопаснее? Самый козырный «распилочный финт» — разработать нечто загадочно-непонятное. Такое что невозможно проверить. То есть разработать какую-нибудь «концепцию по разработке критериев по улучшению чего-то» (чтобы люди впадали в экстаз от прикосновения к великому, можно в название вставить слово «компьютерный», «инновационный» и пр.). Такая методика «распила» уже многократно успешно апробировалась при финансировании профилактических работ Фонда соцстрахования от несчастных случаев (см., например,№ 1 за 2013 год «Пир во время чумы»). Эту схему использовали и в Общегосударственной программе.
Не то что проверяющий, тут не всякий специалист по многим мероприятиям госпрограммы сможет сказать, что это такое и зачем оно надо. И если деньги попросту разворовать, ничего при этом не разработав, то никто и не заметит. Жили до сих пор без «концепций по улучшениям и углублениям», и еще сто лет проживем. Такое справедливо сказать чуть ли не о половине мероприятий Общегосударственной программы.
Вот несколько характерных примеров «бреда сивой кобылы в лунную ночь»…


Название мероприятия

Стоимость мероприятия,
млн грн

Разработка критериев и принципов выполнения мероприятий по профилактике производственного травматизма по программно-целевому принципу с учетом производственных рисков

1,35

Разработка концепции создания автоматизированной системы информационного обеспечения управления производственными рисками и их страхования

1

Разработка плана комплексных мероприятий по решению проблем улучшения состояния условий труда и профилактической работы по результатам аттестации рабочих мест с вредными условиями труда на предприятиях нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей

2

Разработка компьютерного метода оценивания безопасности эксплуатации, обслуживания и ремонта промышленного оборудования

1,5

Исследование и анализ профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий труда, снижение травматизма и профессиональной заболеваемости. Создание системы «Профилактические мероприятия»

4,3

Создание и внедрение межотраслевого узла мониторинга условий труда

3,88

Создание системы прогнозирования уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний на промышленных предприятиях с использованием результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

5,4

В данном случае «смердит коррупцией» уже только от самих названий мероприятий. Но деньги умудряются «пилить» даже на мероприятиях, где относительно умные названия.
Ходит даже такая байка. Известная фирма выиграла тендер Фонда (она часто у Фонда их выигрывает) на создание некой интегрированной системы (реестра) объектов повышенной опасности. Когда пришло время сдавать работу, эти «умники-победители» якобы зашли на сайт Госгорпромнадзора и скопировали там информацию из госреестра объектов повышенной опасности. И (на секундочку!) получили за «копировальную» работу 2,9 млн грн. Где теперь эта «система»? Кому она вообще была нужна? Какие цели были достигнуты? Сколько жизней благодаря «системе» было спасено?..
Естественно, это вопросы риторические. Пусть пока и рано утверждать, что упомянутые «концепции», «принципы», «компьютерные методы» и прочий бред постигнет участь трехмиллионной системы объектов повышенной опасности... Но, скорее всего, так и будет.

ОТКРОВЕННЫЙ КРИМИНАЛ
И «ПЛЕСНЕВАЯ» СВЕЖЕСТЬ

Стереотипы рисуют образ гопника — с пивом, в спортивных штанах, сидя на корточках. А мошенники, ворующие миллионы, — умные, в галстуках и с дорогими портфелями. Однако украинская безнаказанность снизила планку для жуликов. Они становятся ленивыми и туповатыми. В частности, это проявляется (опять же, данная методика часто используется в «распилочных» схемах Фонда) в разработке разработанного.
Пример 1. Согласно п. 1.3 постановления правления Фонда № 34 от 21.09.2012: «бесплатно передать на баланс Государственного предприятия «Украинский научно-исследовательский институт медицины транспорта» Министерства здравоохранения Украины (г. Одесса) программные продукты первоначальной стоимостью 5 058 333,0 гривен (без НДС), разработанные по результатам выполнения договора от 19 октября 2007 года № Ф-07 «Система профилактики несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производственном, региональном, отраслевом и национальном уровнях, внедряемая с целью охраны труда», заключенного между Фондом социального страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины и ООО НПП «Протек» в рамках реализации мероприятий по профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2007–2008 годы, предусмотренных Программой работ Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины на 2007 год, утвержденной постановлением правления Фонда от 27 апреля 2007 года № 20 (с изменениями)» (вопросы: Почему так дорого? Где и как внедрена этасистема? Зачем она нужна именно транспортникам? — пока не задаем).
Смотрим пп. 1 п. 3 Заданий и мероприятий Общегосударственной программы. На создание системы управления охраной труда на государственном, отраслевом и региональном уровне выделяется 0,8 «ляма» гривен.
Легким движением руки слова «система профилактики несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производственном, региональном, отраслевом и национальном уровнях» меняем на слова «система управления охраной труда на государственном, отраслевом и региональном уровнях»… — и «праздник распила» можно повторять вновь и вновь.
Пример 2. Многим так называемым «ученым», «чиновникам», а также прочим жуликам, наверное, хотелось бы забыть, что на разработке ЕМБД(единый меж-отраслевой банк данных безопасности и гигиены труда) «распилили» беспрецедентные 60 млн грн. 
Может, конечно, о ЕМБД когда-то и забудут. Но каждый раз, когда миллионы выкидываются на то что уже было сделано в рамках ЕМБД, то хочешь не хочешь, а приходится о нем вспоминать.
Так, Госгорпромнадзор потратит 10 млн грн на создание информационно-аналитической системы сбора информации о состоянии работ на горнодобывающих предприятиях (пп. 1 п. 2 Заданий и мероприятий госпрограммы).
Но в рамках ЕМБД уже такая система создавалась! И сейчас этой системой (в составе ЕМБД) владеет ННИИПБОТ, входящий в сферу управления Госгорпромнадзора!
По большому счету, было бы правильнее не начинать новый проект, а модернизировать ЕМБД.
Пример 3. Существует несколько международных систем по созданию безопасных и невредных условий труда. Наиболее известные из них — Руководство по системам управления охраной труда (МОТ–СУОТ 2001), стандарты серии OHSAS 18000 (системы менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда). Прелесть этих документов — их могут успешно внедрять как градообразующие гиганты, так и предприятия-карлики.Берите и пользуйтесь!
Ан нет! Мы пошли другим путем. Понятно, что в нашем случае это путь — беспробудная трата госсредств. Какие только системы управления и профилактики не финансировались за последние годы! Но вот, похоже, фантазия иссякла. Системы управления охраной труда уже старо как мир и поэтому не модно. Какой выход? А давайте теперь разрабатывать всевозможные системы и методы «управления производственной безопасностью». Что это такое? Почему «ОНО» не упоминается в законодательстве? Неважно! Но теперь за эту же Дусю, только в другом сарафане, можно «пилить» деньги. Почему бы и нет?
Для справки. На разработку методов управления производственной безопасностью на рабочих местах с повышенным уровнем производственного травматизма (в угольной, металлургической и коксохимической промышленности) в рамках госпрограммы планируется потратить 1,5 млн грн.

Об экспертизе и ответственности

Один из самых громких политических скандалов в текущем году — так называемое «выездное» заседание Верховной Рады, произошедшее 04.04.2013 на улице Банковой. Никто точно не знает, сколько человек было в зале, кто и за что голосовал. Комментируемая госпрограмма была принята шайкой «покращувачив» именно в таком режиме. Может на самом деле за нее и не голосовали вовсе — достоверно неизвестно. Как и неизвестно, к кому предъявлять претензии — данные о персональном голосовании на сайте ВР недоступны.
Более того. В заключении Главного научно-экспертного управления ВР говорится: «Следует также указать, что Объяснительная записка к законопроекту не содержит информации относительно прохождения обязательной государственной экспертизы проекта программы, как того требует часть 3 статьи 9 Закона Украины «О государственных целевых программах».
Вроде бы у документа громадная куча авторов, но в то же время экспертиза проведена не была. Значит, никто персонально ни за что не несет ответственности. Разве не мечта любого чиновника-клептомана?
В статье «Реализация государственной политики в области охраны труда: некоторые из итогов 2011 года», опубликованной в № 12 журнала за 2011 год, рассматривая Концепцию этой Общегосударственной программы, мы отмечали: «если на основании этой Концепции Общегосударственная целевая программа улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды на 2012–2016 годы все-таки будет разработана ипринята, она будет посвящена решению локальных вопросов в сфере охраны труда и никоим образом не будет способствовать комплексному решению проблем в сфере охраны труда, формированию современной безопасной и здоровой производственной среды, минимизации рисков производственного травматизма, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, постоянному экономическому развитию и социальной направленности, сохранению и развитию трудового потенциала Украины, как это задекларировано Концепцией под целью программы».
Приходится констатировать тот факт, что, к сожалению, мы опять выступили в роли «оракулов» и оказались правы (или «накаркали»?).
Но напрашивается вопрос. А может быть специально эту программу принимали, как уже было сказано, на «выездном междусобойчике», для того чтобы избежать обсуждения и принять ее в том виде, в котором она есть?

О хорошем

«Скажи, маленькая, что ты хочешь: чтоб тебе оторвали голову — или ехать на дачу?» (из к/ф «Подкидыш»). Если смотреть на комментируемый документ под таким углом, то, наверное, лучше, когда в стране есть Общегосударственная программа, чем когда ее нет. Это если быть оптимистом.
Если же быть реалистом, то согласно нашей информации (которая, понятно, не имеет документального подтверждения), на сегодняшний день для профилактических мероприятий по охране труда размер «отката» — не менее 50 %. Если на Общегосударственную программу выделили две сотни миллионов, то даже когда одну сотню и разворуют, вторая, возможно, какой-нибудь положительный эффект и принесет.
А если пессимистом… Средства «распилят» на 90 %. За те крохи, что остались, ничего серьезного разработать нельзя (хотя, по правде говоря, в Общегосударственной программе ничего серьезного и нет). Затем разработанные в рамках Общегосударственной программы всевозможные «концепции», «критерии» и прочую чушь сдадут в макулатуру (читай: отдадут какой-нибудь Академии с большой буквы). И на следующий день все забудется. Кто не верит — идите, пользуйтесь «ЕМБД», «системами объектов повышенной опасности» и пр. «ерундой», на которую за последние годы истрачены сотни миллионов. Что, не получилось? Сайт ЕМБД не открылся? Не знаете, как можно воспользоваться многочисленными«реестрами» и «концепциями», разработанными за средства Фонда?
«Так отож!» 
Как говорил первый Президент Украины: «Маємо те, що маємо», или, перефразируя известный анекдот, какая страна — такие и Общегосударственные программы…

А. Дердин,
главный редактор, председатель комиссии
по вопросам научно-технической и нормотворческой деятельности Общественного совета
 при Госгорпромнадзоре Украины
А. Цыбульник,
действительный член (академик)
Академии безопасности и основ здоровья Украины

 
« О новом порядке полной или частичной остановки производства или работ   ПРОФАНАЦИЯ И ДЕГРАДАЦИЯ КАК ОСНОВНЫЕ СТОЛПЫ ГОСНАДЗОРА ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА »