«ТЕМНАЯ» СТОРОНА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ГОСГОРПРОМНАДЗОРА

Когда дружной компанией ездят на охоту местные прокурор, начальник милиции и судья, это может закончиться трагедией, произошедшей в голованевском лесу.
Когда милиционер — племянник прокурора и крестник начальника областной милиции, это может закончиться погромами, как во Врадиевке.
В обоих примерах ключевые слова — безнаказанность и круговая порука. Еще в средневековье пришли к выводу, что власть эффективна только при условии системы рычагов и противовесов.
Есть ли надежная система контроля, рычагов и противовесов в вопросах экспертно-разрешительной деятельности по охране труда?

Интервью у уволенных работников Житомирского ЭТЦ — Додарчук А. В. (экс-главы профсоюза ЭТЦ) и Антоненко Г. М. (экс-начальника ЭТЦ) — автор взял 1 августа 2013 года. А уже спустя несколько дней, 7 августа, информационное пространство облетела новость — в Житомире женщина на рабочем месте приковала себя наручниками к сейфу. Об этой чрезвычайной ситуации рассказали на телеканалах «1+1» и «ICTV». Как оказалось, интервью и «прикованная женщина» имели общую тему — деятельность Житомирских теруправления Госгорпромнадзора и ЭТЦ.

Вместо предисловия


В Житомире женщина приковала себя наручниками
к сейфу в знак протеста против увольнения
В экспертно-техническом центре территориального управления Госгорпромнадзора в Житомирской области Наталия Куркчи приковала себя наручниками к сейфу в рабочем кабинете и объявила голодовку в знак протеста против незаконного увольнения.
Женщина считает, ее уволили из-за того, что она не захотела покрывать своеволие нового руководства, в частности — подписывать документы, с помощью которых «отмываются» деньги.
«Они заставляли меня подписывать приказы на платную рекламу, хотя мы — государственное предприятие и можем размещать рекламу бесплатно, как социальную», — рассказала Наталия Куркчи, которая в управлении отвечала за связи с общественностью.
Наталия также заявляет, что после прихода нового руководства в экспертно-техническом центре расцвела коррупция: с предпринимателей начали «снимать дань» за липовые экспертизы, начались поборы в коллективе, о которых также говорят другие работники ЭТЦ.
Свой протест Наталия Куркчи объясняет тем, что она уже не знает, где искать правду и хочет, чтобы вся Украина узнала о беззаконии, которое творится в житомирском управлении...
«Житомир.info» (zhitomir.info)

Территориальное управление Госгорпромнадзора в Житомирской области 8 августа прислало Житомир.info открытое письмо относительно опубликованной статьи. В письме говорится, что указанная выше информация категорически не соответствует действительности, основывается на неправдивых и искаженных фактах, то есть является недостоверной, отрицательно влияет на репутацию государственного учреждения и его работников. Заканчивается письмо угрозой судебного преследования (аналогичного рода ультиматумы в адрес национальных телеканалов «1+1» и «ICTV» на официальном сайте теруправления отсутствуют).

 

image001.jpgimage001.jpg

Кроме того, в письме указывается, что ЭТЦ не подчиняется теруправлению. Начальник теруправления Бобер Ю. Г. к увольнениям в ЭТЦ отношения не имеет, ну и т. д. Правда, данное открытое письмо отдает противоречивостью.
Во-первых, теруправление возлагает ответственность за качество своего сайта почему-то на «чужого» работника из ЭТЦ.
Во-вторых, теруправление почему-то берет на себя смелость оценивать качество работы «чужого» работника ЭТЦ.
В-третьих, теруправление подтверждает, что «чужой» работник ЭТЦ был ОБЯЗАН выезжать на проверки вместе с госинспекторами.
В-четвертых, теруправление не отрицает, что «чужой» работник ЭТЦ таки появлялся в теруправлении.
С такими «опровержениями» лучше, конечно же, помалкивать.

 

Рассказ из первых уст

Теперь собственно и само интервью. О жизни Житомирского ЭТЦ поведали Додарчук Анатолий Васильевич (экс-глава профсоюза работников Житомирского ЭТЦ) и Антоненко Григорий Михайлович (экс-начальник Житомирского ЭТЦ).


Предыстория и смена власти

Додарчук Анатолий Васильевич (А. В.). Григорий Михайлович Антоненко был 12 лет руководителем Житомирского ЭТЦ. За это времясформировался профессиональный коллектив, доходивший до 48 человек. Менялись, конечно, люди по 1–2 человека, но в целом команда была стабильной. В 2012 году, при плане поступлений 6 млн грн, ЭТЦ заработал 7,5 млн грн, то есть мы на 25 % превысили показатели! Однако в феврале текущего года контракт Григория Михайловича закончился.
Видно, у вышестоящего руководства Госгорпромнадзора были свои планы на эту должность, и Григорию Михайловичу контракт не продлили. При этом изначально его заключили на 1 год. Хотя обычно заключают на 3 года. Максимально — на 5 лет.
Сейчас на место начальника ЭТЦ поставили человека без опыта работы руководителя, что видно из его биографии. И ему контракт дали на 5 лет! Сразу! Хотя он до этого работал инспектором «по лесу».
Сменилась власть. И тут начался «беспредел». На мой взгляд, эти два человека, Прокопенко (вновь назначенный начальник ЭТЦ — А. Д.) и Цимбалюк (главный инженер ЭТЦ — А. Д.), по сути, «рейдеры».
— Почему поставили начальником ЭТЦ именно Прокопенко?
А. В. Народ шепчется, что его карьера с «инспектора по лесу» пошла резко вверх с тех пор, как руководитель госнадзора полюбил ездить на охоту в Овруцкое лесное хозяйство, которое Прокопенко курировал. И он якобы весь процесс и организовывал. Плюс начальник теруправления сейчас строит дом…
Что касается Цимбалюка, то мне кажется, он затаил злобу на коллектив. А сейчас ее вымещает. Пытается избавиться от людей.
Небольшая предыстория. Ранее Цимбалюк работал у нас в ЭТЦ начальником отдела экспертизы. Но в 2010 году на него начал жаловаться коллектив отдела. Жалобы были в плане того, что он неправильно распределял работу.
Антоненко Григорий Михайлович (Г. М.). Чтобы было понятно. Есть «большие» договора (например по 10 тыс.) — он их брал себе, а мелкие (по 500 грн) отдавал другим. Причем по отдельным надо ехать в другой конец области за 100 км. Народ восстал: что за бардак!
А. В. Прокопенко и Цимбалюк пришли в ЭТЦ в феврале этого года. Прошло полгода, и за это время уволили уже 12 человек. То есть практически четверть коллектива.
— А с какой формулировкой?
А. В. Все уходили по-разному. Но в целом схема такова. Людям говорили: увольняйтесь по собственному желанию, иначе уволим по статье.
Г. М. Схема раскрутки человека проста. Вызывает один руководитель — дает одни сомнительные команды. Потом вызывает другой руководитель — поручает совершенно не связанные с предыдущими задания. Работник не в состоянии их выполнить без накладок. Начинается «тягонина», террор, с последующим вынесением выговора. Потом второй выговор, и работник «вылетает».
Или угрозы. Говорили: мы на тебя сейчас навешаем материальных ценностей, а потом сделаем так, чтобы завели уголовное дело.
— А Вас, Анатолий Васильевич, главу профкома, как смогли уволить?
А. В. Отдел, в котором я работал, попал под реорганизацию. Нас предупредили за 2 месяца. Сейчас я на бирже труда. На момент сокращения до пенсии оставалось 19 месяцев. Вместо меня выбрали другого главу профкома. Как показала практика, он оказался «ручным». Все материалы, которые готовятся администрацией на увольнение, согласовываются профкомом автоматически. Защиты нет никакой.
— А как же контролирующие органы?
Г. М. Круговая порука. Начальник территориальной инспекции труда и наш начальник теруправления в очень хороших отношениях. На жалобы надлежащей реакции нет.

Экспертная деятельность

— Повлияло ли увольнение значительной части коллектива на качество предоставления услуг ЭТЦ?
Г. М. На данный момент, после серии увольнений, в Житомирском ЭТЦ нет аттестованных экспертов по направлениям: пищевая, лесная, деревообрабатывающая, текстильная, газовая промышленность, а также по АПК.— Может уже набрали новых экспертов?
Г. М. Как Вы, наверное, знаете, процесс обучения техэксперта достаточно длительный. Два месяца — первоначальное обучение, затем теоретические экзамены. Затем — полгода стажировки. После этого он готовит 3 работы: обследование в отношении соответствия оборудования, обследование предприятия и обследование для последующей выдачи разрешения. Далее комиссия ГНМЦ оценивает данные работы. После — собеседование или экзамен. И только потом человек может стать техэкспертом. То есть, чтобы получить удостоверение, надо около года.
Но и это не все. Для того чтобы эксперт начал работать полноценно, ему надо где-то 3 года набираться опыта. И вот только тогда человека можно назвать полноценным техническим экспертом.
— А вот если в Житомирском ЭТЦ уволены техэксперты по целому ряду направлений, то как же будут стажироваться новые техэксперты в вашей области?
Г. М. Они будут стажироваться в ЭТЦ соседних областей…
Опыт приобретается в процессе обследований. Когда техэксперт получает направление на объект, он берет с собой и стажера. Это очень накладно.— А сколько стоит сейчас обучение одного эксперта «с нуля»?
Г. М. Первичное обучение в ГНМЦ — примерно 5,5 тыс. грн. Через три года — повторное, около 2 тысяч. И это только стоимость обучения, без проживания и командировочных. И вот таких обученных экспертов уволили, «обвалив» целые направления — газовое, ну и прочие, которые я уже называл.
— То есть за обучение одного эксперта надо отдать порядка 10 тысяч?
Г. М. Если эксперт проходит стажировку в своем ЭТЦ, то издается приказ, наставник и стажер ездят на объекты вдвоем. Если же в другом ЭТЦ, то по калькуляции надо добавить стоимость стажировки — около 10 %. Это может быть еще 10–12 тыс. грн.
— В Вашей области, наверняка, есть другие экспертные организации. Аттестованных экспертов разберут с руками и ногами…
Г. М. С руками и ногами разбирают экспертов, аттестованных по котлам, емкостям под давлением, кранам, трубопроводам, лифтам и т. д.
Для того чтобы техэксперт мог работать в частной фирме, надо, чтобы эта фирма была включена в список фирм, проводящих обследования дляпоследующей выдачи разрешения по охране труда.
— Но ведь можно работать по «687 постановлению»?
Г. М. Такие направления, как газовая, текстильная, лесная промышленность, «687-м постановлением» не охватываются. Там только лифты, котлы и пр. Поэтому эксперты, по сути, выкидываются на улицу. Кроме как в госЭТЦ они по специальности работать нигде не могут.

О нормативах и перспективах

— Григорий Михайлович! К Вам вопрос как к экс-начальнику Житомирского ЭТЦ. Какова роль «Укрэксперта» в процессах экспертной деятельности? Он помогает или в основном собирает средства?
Г. М. В основном собирает средства. Никакой помощи нет. Вы же знаете, сколько нормативов «запущенных», сколько отсутствует! По камнеобработке правила, если не ошибаюсь, 1936 года. «Укрэксперт» вместе с институтом должны были бы перелопачивать этот пласт. А происходит даже наоборот! Правила по котлам вернули старые и т. д. и т. п.
А. В. При Сторчаке (предыдущий Глава Госгорпромнадзора — А. Д.), я помню, эта работа шла, была активная переписка. Что-то готовилось,согласовывалось, сбрасывались методички. Сейчас эта деятельность в «загоне». Вот уже третий год тишина.
Г. М. Сейчас в Комитет экспертам даже позвонить посоветоваться не с кем. Глобальные перспективные вопросы не разрабатываются! Систему «опускают» со дня на день. В рамках региональной программы развития, я слышал, планируется госнадзор «опустить» под обладминистрации, а ЭТЦ приватизировать.
— Как скоро это может произойти?
Г. М. По моей информации — до конца этого года. Уже наработаны материалы.

О «поборах»

— Какая в среднем зарплата техэксперта?
А. В. Оклад техэксперта — 3,4 тыс. грн плюс премии. В среднем на руки 6 тыс. При Григории Михайловиче мы получали премии по 70–80%. До 90% доходило. А сейчас — 30–50%. В ближайшее время, говорят, их вообще не будет. Будут покупать новые компьютеры, старые, оказывается, в сетине работают.
— По сравнению с другими ЭТЦ, это много или мало?
Г. М. У нас был достаточно высокий уровень зарплат. Выше чем у нас были, наверное, в Киевском и Днепропетровском ЭТЦ. А вообще, чем больший объем ты закрываешь, тем выше зарплата. Но и это не все. С каждого техэксперта ежемесячно без ведомости на непонятно какие нужды руководство ЭТЦ собирает минимум по 200 грн.
— С 6 тыс. отдавать 200 грн — это, вроде, и немного.
А. В. Да, деньги собираются, может быть, и небольшие. Но это вопрос принципа. Почему я должен отдавать часть своей зарплаты? Чтобы кто-то дом себе строил? Или чтобы оплатить руководству поездки на охоту?
Такие случаи отчисления из зарплат в Украине уже были. Помните, «Беркут» восстал против поборов?— Все платят по 200 грн или кто-то больше, кто-то меньше?
Г. М. Есть эксперты, которые в месяц «закрывают» по 100 тыс. грн. Тем, кто сдает деньги, дают работу, персональные надбавки, премии. Кто не сдает, тот сидит на минимуме.
О роли теруправления
— Значительное количество техэкспертов уволены, оголились целые направления экспертизы. Кто же тогда подписывает экспертные заключения, где нет экспертов?
Г. М. Есть там один начальник отдела. Хотя он не аттестован.
— Куда тогда смотрит теруправление?
Г. М. У теруправления есть право принимать экспертное заключение или не принимать. И оно принимает! И не смотрит на то, что подписавшийся под документом не аттестован по данному направлению, по данной отрасли.
— Хотелось бы уточнить. Обязано ли теруправление проверять вопрос: кто именно подписался под экспертным заключением?
Г. М. У каждого техэксперта есть своя печать, где написано направление, по которому он аттестован. Если он подписывается не по своемунаправлению — это сразу же видно.
— А какова ответственность того же начальника отдела за то, что он подписывается под экспертизами, когда не имеет на то права?
Г. М. Я думаю, криминальная. Плюс ЭТЦ получает средства за услугу, которую на самом деле не предоставляет. Ведь если нет аттестованного эксперта по определенному направлению, то и оказывать услугу по этому направлению ЭТЦ не имеет права. Но оказывает!
— А какой интерес теруправления закрывать глаза на фальсификации и злоупотребления?
Г. М. Например, ЭТЦ покупает для теруправления машины.
А. В. Сразу после прихода нового руководства ЭТЦ была куплена «Шкода Супер Б» за 221 тыс. грн.
Г. М. УАЗ взяли только, чтобы на охоту ездить. Эти машины числятся на ЭТЦ, водители, кстати, тоже ЭТЦ. Но пользуются работники управления иеще пару человек, которые числятся в ЭТЦ, но работают в управлении.
Плюс ЭТЦ передает начальнику управления ежемесячно 400–500 литров бензина. А эксперты ЭТЦ пешком ходят! И те средства, по 200, 300, 400 грн, которые собираются с экспертов, туда же передаются.
В общем, созданы насосы, выкачивающие деньги. И в этом прямая заинтересованность управления.

Комментарии работников Житомирского ЭТЦ, вовлеченных в конфликт


Куркчи Н. Л., руководитель пресс-службы Житомирского ЭТЦ (на момент когда происходила беседа).
«Все началось в мае этого года. Начальник теруправления перестал давать мне поручения. Мне прекратили давать материалы для наполнения сайта нашего теруправления.
Был такой случай. В мае, после очередной командировки, мне стали подсовывать различные ведомости и приказы, связанные с размещением рекламы (в связи с днем охраны труда). Там фигурировали значительные суммы, где-то около 30 тыс. грн. Я отказалась подписываться, ведь всеразмещение рекламы всегда организовывала бесплатно.
Далее события развивались так. Когда уходила в отпуск, меня заставляли дописать в заявлении «с последующим увольнением по собственному желанию». Я разнервничалась, на следующее утро мне стало плохо, и я попала в больницу. После выписки, как и полагается, вышла на работу.
Тут стоит уточнить. Я числюсь в ЭТЦ, но работаю в теруправлении. И мой кабинет тоже находится в управлении. Так вот. Когда заходила в управление, замначальника управления сказал, что я уже не работаю, и что моего кабинета здесь нет и никогда не было. Якобы мое рабочее место в ЭТЦ.
Однако я материально ответственное лицо. На мне числится ценностей на 28 тыс. грн. С тех пор как меня не пускают в кабинет, не знаю, что с ними произошло. В июле месяце меня заблокировали в кабинете ЭТЦ главный инженер, начальник ЭТЦ и юрист. Хотели эти 28 тысяч «повесить» на меня, заставляли подписать какие-то бумаги. Думаю, чтобы подвести под криминал. Я отказалась. Чтобы выбраться из кабинета, пришлось даже милицию вызывать».

Антоненко Ю. Г., технический эксперт Житомирского ЭТЦ:
«Сначала мое рабочее место отключили от интернета. Но когда я делаю заключение о соответствии, мне ведь нужно посмотреть схемы, увидеть аналогичные машины. Потом мне не давали работу. Зарплату не платили, даже «минималку». Сейчас по надуманным причинам мне вынесли выговор».

Мы просили Житомирское теруправление и Житомирский ЭТЦ высказать свою позицию, опровергнуть или подтвердить информацию по поводу возможных фактов:
• подделки экспертных заключений работниками Житомирского ЭТЦ и соответственно незаконной выдачи разрешений по охране труда;
• коррупции в отношении закупки и использования автомобилей ЭТЦ.
Теруправление написало, что наше письмо не соответствует требованиям Закона Украины «О доступе к публичной информации». Поэтому оно отвечать не будет. К слову, данная позиция крайне странная, чтобы не сказать неадекватная. Просьба высказать позицию — это не публичная информация. Хотя, впрочем, это их право.
Житомирский ЭТЦ ответил в том же духе.

ПОЧЕМУ?

Нельзя обойти причины и условия, поспособствовавшие такому состоянию дел.
1. Непрозрачность расходования госсредств. Этой статьи не могло быть в принципе, если бы расходование средств госпредприятий было открытым и прозрачным.
2. Бардак в установлении правил игры. Более полутора лет тому назад был утвержден Порядок выдачи разрешений на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности (постановление Кабмина № 1107 от 26.10.2011, далее — Порядок).
Как минимум, на выполнение п. 3–4 Порядка должны были быть разработаны и утверждены:
• формы заключений экспертизы по вопросам охраны труда и промышленной безопасности;• требования к экспертным организациям;
• направления научно-технической поддержки государственного надзора в сфере промышленной безопасности и охраны труда.
Однако «команда профессионалов» данное направление работы завалила. Соответственно уже более полутора лет непонятно какие экспертные организации «шлепают» экспертные заключения, неизвестно по какой форме. Госгорпромнадзор в этом искусственно созданном бардаке — на коне. Он учит, указывает, разъясняет. Причем некоторые из этих разъяснений смердят коррупцией (например, как мы ранее писали, Госгорпромнадзор безосновательно сообщил, кого он считает экспертными организациями, имеющими право работать по Порядку). Вместо того чтобы действовать в рамках законодательства, экспертные организации и эксперты руководствуются «Методическими рекомендациями по разработке и оформлению заключений экспертизы для выдачи разрешений Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда и его территориальными управлениями» (приказ Госнадзорохрантруда № 99 от 14.04.2004).
На фоне этой вакханалии проведение экспертиз неаттестованными экспертами как-то становится продолжением хаоса. Все эксперты в той или иной степени нарушают требования Порядка. Просто у одних маленькие и вынужденные фальсификации, у других — большие, близкие к криминалу. Но все на сегодняшний день работают вне правового поля (в данном случае и далее имеются в виду услуги, предоставляемые в рамках требованийПорядка).
3. Антиконкурентная система. На сегодняшний день конкуренции на рынке экспертных услуг нет в принципе! Есть горстка ЭТЦ, коих (непонятно, на каком основании) одарил своей барской милостью Госгорпромнадзор. На них и замкнулся весь поток заказов. Нет конкуренции — нет никаких предпосылок, чтобы экспертные услуги предоставлялись качественнее, быстрее, дешевле, без излишней бюрократии и надуманных «хотелок».  
4. Отсутствие надлежащего контроля за качеством экспертных услуг.
Как выше демонстрировалось, в случае чего региональное теруправление делает вид, что не имеет отношения к региональному ЭТЦ.
На бумаге может и не имеет. Но так или иначе теруправление и госЭТЦ — родственные структуры. У них один хозяин. Он наказывает, награждает, ставит общие задачи (например, к проверкам негосударственных экспертных центров привлекаются работники госЭТЦ). Не на диктофон руководители экспертных организаций рассказывали, как Госгорпромнадзор перманентно зачищает рынок экспертных услуг по охране труда. Причем у надзорного ведомства предостаточно рычагов, чтобы выдавить с рынка любого неудобного ей игрока.
Кроме того, госпредприятия с миллионными оборотами — превосходные дойные коровы. По мнению компетентных лиц (см. интервью выше), есть люди, которые вопреки интересам службы этим готовы пользоваться. Поэтому есть все предпосылки, чтобы вместо контроля госЭТЦ, теруправления вступали с ними в противоестественный симбиоз. И эта связка (эксперт-инспектор Госгорпромнадзора — начальник теруправления) непобедима и непоколебима. По крайней мере, пока каждый из нас позволяет этому быть. Выход один. Не должно быть «правильных» и «неправильных» экспертных организаций, «своих» и «чужих» ЭТЦ. То есть госЭТЦ правильнее приватизировать… Однако делать это сейчас, когда при власти шайка крепких хозяйственников, наверное было бы ошибкой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

То что возможно:
• Житомирский ЭТЦ последние несколько месяцев ведет деятельность, направленную на фальсификацию заключений экспертиз по охране труда (по направлениям пищевая, лесная, деревообрабатывающая, текстильная, газовая промышленность, АПК);
• Житомирское теруправление по указанным заключениям выдает разрешительные документы, а также пр., —
содержит в себе признаки состава преступлений, предусмотренных Криминальным кодексом Украины (ККУ). А именно:
• мошенничество (ст. 190 ККУ);
• грубое нарушение законодательства о труде (ст. 172 ККУ);
• подделка документов... (ст. 358 ККУ);
• злоупотребление властью или служебным положением (ст. 364 ККУ);
• превышение власти или служебных полномочий (ст. 365 ККУ);
• злоупотребление полномочиями лицами, предоставляющими публичные услуги (ст. 3652 ККУ);
• служебная подделка (ст. 366 ККУ);
• незаконное обогащение (ст. 3682 ККУ).
Поэтому мы официально отправим данную статью в следственные органы для проверки изложенных сведений и принятия процессуальных решений.

А. Дердин,
главный редактор, председатель комиссии по вопросам научно-технической и нормотворческой деятельности Общественного совета при Госгорпромнадзоре Украины

 

 

Редакция готова в любое время предоставить возможность высказать свою точку зрения всем, кто упоминался в статье. 

 
« МАСОВЕ НАВЧАННЯ З ОХОРОНИ ПРАЦІ: одинична афера чи системна монополізація?   О новом порядке полной или частичной остановки производства или работ »